14.02.2023
Республика Бурятия Администрация г Улан-Удэ Комитет по образованию |
Буряад Республика Улаан-Yдэ хотын захиргаан hуралсалай талаар хороон |
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №89
«Журавлёнок» компенсирующего вида г.
Улан – Удэ»
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема:
«Развитие нетрадиционной техники рисования с детьми в младшей группе»
Возраст детей: 3 - 4 лет
Разработчики:
Воспитатель Придатко О.М
г. Улан-Удэ,
2022 г.
Содержание:
1.
План самообразования.
2.
План работы на год.
3.
Художественно - эстетическое воспитание дошкольника.
4.
Конспекты ОД.
5.
Консультации для родителей.
План
самообразования
«Развитие нетрадиционной техники
рисования с детьми в младшей группе».
1. ФИО – Придатко Ольга Михайловна. Тема
самообразования – «Развитие нетрадиционной техники рисования с детьми в младшей
группе».
2. Работа началась – 1. 09. 2022.
3. Предполагается закончить – 31. 05. 2023.
4. Цель: повышение своего теоретического
уровня, профессионального мастерства и компетентности.
5.
Задачи:
•
Формировать у детей изобразительные навыки и умения;
•
Развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление;
•
Развивать навык работы с разным изобразительным материалом;
•
Воспитывать у детей интерес к рисованию.
Перспективы при продолжении работы на следующий год:
-
формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных
способах рисования;
-
владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными
изобразительными материалами;
- умение
воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
-
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с
использованием нетрадиционной техники.
Введение
Актуальность:
Рисование - интересный и полезный вид
деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных
материалов создаются живописные и графические изображения.
Изобразительная деятельность с
применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
-Мелкой
моторики рук и тактильного восприятия;
-Пространственной
ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
-Внимания
и усидчивости;
-Мышления;
-Изобразительных
навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- Кроме
того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Именно нетрадиционные техники рисования
создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют
развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное
отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть
плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме
того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому
развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие.
Нетрадиционные техники – это толчок к
развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы,
выражения индивидуальности.
Форма
отчётности:
·
Сделать консультацию для воспитателей «Как научить
ребёнка рисовать».
·
Провести анкетирование родителей.
Перспективный план
по развитию нетрадиционной техники рисования с детьми в младшей группе
на 2022-2023
учебный год.
Месяц |
Тема
|
Содержание работы |
Форма работы
|
Сентябрь |
Развитие нетрадиционной техники рисования детей дошкольного возраста.
|
Изучение методической
литературы по данной проблеме. Изучение статей в журналах, интернет
ресурсов.
|
Знакомство с
теоритическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение
литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Памятка для
родителей по теме : «Нетрадиционные техики
рисования детей дошкольного возраста». |
Октябрь |
Рисование пальчиками
«Мой любимый дождик» |
Познакомить с
нетрадиционнной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приём
получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик
из тучек, передавая его характер (мелкий капельками , сильный ливень) используя
точку и линию как средство выразительности. |
Изготовление совместно
с родителями необходимых материалов
для рисования.
|
Ноябрь |
Оттиск пробкой,
печаткой из картофеля (круги разной величины): «Ягоды на тарелочке».
|
Познакомить с техникой
печатания пробкой, пороло новым тампоном, печаткой из картофеля. Показать
прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на
тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использо- вать рисование
пальчиками. Развивать чувство композиции. |
Пополнение уголка по
изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные
щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.).
|
Декабрь |
Рисование пальчиками.
|
Учить закрашивать пальчиком
по контуру. Развивать чувство композиции. |
Консультация для родителей: «Нетрадиционные материалы
и техники рисования» |
Январь |
Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками
|
Упражнять в технике
рисования тычком полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать
такое средство выразительности как фактура. Закрепить умение украшать рисунок,
используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность. |
Выставка детских работ.
|
Февраль |
Рисование пальчиками «Весёлый снеговик» |
Учить закрашивать пальчиком
по контуру. Развивать чувство композиции.
|
Оформление выставки: «Зимушка – зима»
|
Март |
Скатывание бумаги «Мимоза для мамы»
|
Упражнять в скатывании
шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки
наклеивания. |
Изготовление совместно с родителями необходимых материалов
для рисования. Создание подарка для мамы
на «8 марта» |
Апрель |
Рисование ладошкой «Жили у бабуси два веселых
гуся»
|
Познакомить с техникой
печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки
(большой пальчик смотрит вверх, остальные в
сторону). Учить дорисовывать детали. |
Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники
рисования в Совместной деятельности
детей и родителей».
|
Май |
Рисование пальчиком «Одуванчик»
|
Вызывать эстетические
чувства к природе и её изображениям нетрадиционными
художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную
координацию. |
Выставка рисунков детей
в разных техниках.
|
Работа с родителями:
1.Сентябрь: Памятка для родителей по теме :«Нетрадиционные
техники рисования
детей дошкольного
возраста».
2.Октябрь:
Анкетирование родителей на тему: «Использование нетрадиционных техник
рисования».
3.Декабрь: Консультация для родителей: «Нетрадиционные материалы
и техники рисования»
4.Январь:
Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционными способами»
5.Апрель:
Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и
родителей».
6.Май:
Выставка рисунков детей совместно с родителями в разных техниках.
Вывод:
Все мы знаем, что рисование одно из самых
больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир.
Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет
собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные
эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия
детей.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что
рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям
ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и
почти не зависит от умелости и способностей.
Список использованной литературы:
1. А. А.
Фатеева "Рисуем без кисточки"
2. Т. Н.
Давыдова "Рисуем ладошками"
3. Г. Н.
Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
4. И. А.
Лыкова "Цветные ладошки"
5.
Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
6. А. В.
Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7.Аверьянова
А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
8.Александрова
Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
9.Утробина
К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
10.Галанов А. С.,
Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.
– М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.