15.09.2022
Использование технологического приёма «Опробование» в
жизнедеятельности дошкольников
В связи с новыми требованиями ФГОС к организации педагогического
процесса в дошкольном возрасте необходимо обеспечивать интеллектуальный фон на
основе познавательно-исследовательской деятельности, способствовать расширению
информационного пространства ребенка.
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного,
так и общего психического развития детей, является потребность в новых
впечатлениях, новых знаниях.
Л. И. Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях
перерастает затем в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как
база для развития других социальных потребностей ребенка.
Технологический
прием «опробование» - «манок», способ привлечь к новым знаниям и полноценного
познания окружающего мира с помощью разных анализаторов.
Данный технологический прием проводится ежедневно в утренние часы
после умывания перед завтраком со всей группой детей, по типу «Посиделки».
Разговор идет в шутливой форме, манящей к общению со взрослым. Дети чувствуют и
уважение к себе, к их знаниям, и в то же время, ожидают игры- шутки, лукавство,
подвоха про то, что вроде как знают, а оказывается - нет. Для шестилетки чудо –
это новое явление о хорошо известном предмете или явлении.
Опробование помогает организации практико - познавательной
деятельности и выступает как форма и средство накопления систематизированных
знаний об окружающих предметах, явлениях, т. е. данный прием создает
специальные условия, стимулирующие и обогащающие знания детей.
Поисковые методы, включаемые в процесс опробования, помогают как
под управлением воспитателя, так и самостоятельно, открывать новые знания. В
процессе опробования формируются общие категории мышления (часть-целое,
пространство-причинность, предмет-система предметов, случайность и т. д.).
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я
запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда
малыш слышит, видит и пробует сам. Ребенок по природе своей исследователь.
Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление
наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию
традиционно рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского
поведения. (Н. Н. Поддьяков)
Поисковая деятельность вызывает огромный интерес у детей и
является определяющей для формирования и развития всех психических процессов
ребенка, для формирования его сознания, его личности.
Идея технологического приема «опробование» принадлежит Н. М.
Крыловой, а также ею разработана содержательная часть технологического приема
«опробования».
Структура технологического приема «опробование»
I
этап Мотивационный
Цель:
Вызвать у детей эмоциональный настрой и потребность в познании совершенно новых
знаний. Вызвать интерес, желание узнать что-то новое, неожиданное для ребенка,
можно загадками, чтением стихотворения, созданием проблемной ситуации, т. е.
заинтересовать, побудить ребенка слушать, думать, размышлять.
II
этап Информационно- поисковый
Цель:
Развитие у детей исследовательской, поисковой активности. Именно она порождает
исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое
развитие ребенка разворачивалась как процесс саморазвития. Выделяя отдельные
признаки продуктов, у детей развивается умение обобщать полученные впечатления
о них.
Узнавая
предметы с помощью одного из органов чувств (на ощупь, на вкус, по запаху, дети
знакомятся с признаками и качествами объектов растительного мира.
Нахождение
целого из частей («Чей же это хвостик?») требует от детей знания внешнего вида
частей растений, например листьев и плодов (семян) надземных и подземных
органов.
III
этап Рефлексивно – обобщающий.
Цель:
Использование анализаторов (вкус, зрение, осязание, обоняние, запах) позволяет
детям составить полную картину о качественной характеристике продукта
(например: яблоко - красное, круглое, сладкое, душистое и т. д.) и о
взаимосвязи с окружающей средой (профессии)
Данный технологический прием «опробование» «подталкивает» ребенка
искать дополнительную информацию в энциклопедиях, задавая дополнительные
вопросы, придумывают загадки, сказки и т. д.
Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом
психической деятельности на протяжении всей жизни человека. (Н. Н. Поддьяков)
Чем
разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации
получает ребенок, тем быстрее и полноценней идет его развитие.
Важно подчеркнуть, что данный прием не принуждает ребенка к
мыслительной деятельности, запоминанию, не определяет ни порядка, ни объема
добываемых знаний и умений. Все запоминается непроизвольно. Свобода выбора
позволяет ребенку осуществлять поиск информации, нужной ему, в соответствии со
своими желаниями и интересами. Постоянный переход у ребенка неясных знаний в
ясные, открытие им самостоятельно и под руководством взрослого в ясных знаниях
неясности, в известном неизвестное
Существует поговорка «Одинаковая мучка - неодинаковые ручки».
Никто не возражает, если Вы привнесете собственное, ведь знания одни и те же,
но сказанные разными людьми приобретают разную окраску, по-другому осознаются.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.01.2023
Дата обновления: 21.01.2023
Дата публикации: 15.09.2022