22.09.2021
Возраст
5-6 лет — это старший дошкольный возраст. Он является очень
важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка,
интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда
в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты
становления «Я» позиции.
Именно 90% закладки всех
черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень
важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
В 5-6 лет ребенок как губка
впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в
этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит
потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что
связано с окружающим миром, расширением его кругозора.
Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение
детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку
описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление
о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Этот период называют сензитивным для развития всех
познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится
логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ ВАШ
РЕБЕНОК:
Продолжает активно познавать
окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы
или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и
помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для
него пока сложен и малообъясним.
Желает показать себя миру. Он
часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его
самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому
ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими»
поступками.
С трудом может соизмерять
собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время
проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то,
что хочет.
Готов общаться со сверстниками,
познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно
переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается
механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах
деятельности. Дети контролируют сначала друг друга, а потом - каждый самого
себя.
Стремится к большей
самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго
сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
Очень хочет походить на значимых
для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные
игры.
Может начать осознавать половые
различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей
вопросов.
Начинает задавать вопросы,
связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся
в период засыпания.
С уважением относиться к его
фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье»,
защитное фантазирование и просто игру воображения.
Поддерживать в ребенке стремление
к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям,
но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку
возможности для самого разнообразного творчества.
Быть внимательными к желаниям
ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого
или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить
ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
Обеспечивать ребенку возможность
общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его
эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе
рассматривая варианты выхода из нее. Обеспечивать общение с близкими, организовывая
отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
Постепенно снижать контроль и
опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать
их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в
случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
Помнить, что в этом возрасте (да
и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на
долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к
помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным
и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую»
составляющую.
По возможности не пугаться и не
увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и
максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь
и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в
соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой
на эту тему.
Но вопросы о смерти отвечать по
возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными,
представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у
ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
Помогать ребенку (вне зависимости
от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться».
Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства
и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности
рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему
возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых
страхов обращаться за помощью к психологу.
Родители не вправе забывать, что обучение – это не работа, а
самая захватывающая игра в жизни!
(Глен Доман)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.09.2021
Дата обновления: 22.09.2021
Дата публикации: 22.09.2021