11.12.2023
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
(для детей с нарушением слуха (слабослышащий ребенок) разработан в соответствии
образовательной программы МБДОУ «Журавленок»
с учетом общеобразовательной программы дошкольного образования «2100»
Рекомендациями (центральной психолого –медико
–педагогической комиссии).
Возрастная
группа: ясли (2-3 лет)
Срок
реализации: 2023-2024 учебный год
Цель: –
создание условий для развития ребенка с нарушением слуха, открывающими
возможности для его позитивной социализации, личностного и творческого развития
на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и, соответствующими
возрасту, видами деятельности.
Задачи:
•
оказание коррекционной помощи в овладении ребенком программного материала;
•
психолого-педагогическое изучение ребенка с целью уточнения состояния слуха и
интеллекта;
•
обогащение общего развития ребенка с проблемами слуха;
•
разработка ИОМ с учётом образовательных потребностей и способностей ребенка;
•
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям ребенка;
•
охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка в том числе его
эмоционального благополучия;
•
обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и
начального общего образования;
•
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья ребенка.
Основные
направления коррекционной работы
Направления |
Содержание работы |
Развитие мелкой моторики |
Мозаика, конструирование, ручной труд, дидактические игры |
Развитие артикуляционного аппарата |
Артикуляционная гимнастика, упражнения с зеркалом, упражнения –
подражания. |
Слухо – зрительное восприятие |
Сюжетно –ролевые игры, чтение по табличкам, фонетическая ритмика,
дидактическое упражнение «Звук и буква» |
Обучение произношению |
Голосовые упражнения, дыхательные упражнения, пополнение активного и пассивного
словаря. |
Развитие мышления, памяти, восприятия, внимания. |
Дидактические игры «Чудесный
мешочек», «Найди пару», «Геометрические фигуры». |
Организованная образовательная деятельность (в соответствии с планированием, по расписанию ООД), включение коррекционных задач во время проведения ООД по продуктивной и
конструктивной деятельности. |
|
Календарно
– тематическое планирование коррекционной работы
Период |
Формы работы |
Цель |
Сентябрь, октябрь, ноябрь |
Настольно - печатная игра |
Развитие мелкой моторики пальцев
рук, умение подбирать цвета по подражанию педагога |
|
Игровое упражнение |
Развивать мелкую моторику пальцев
рук, формировать точность движений |
|
Упражнения |
Развивать мелкую моторику пальцев
рук, развития восприятия |
|
Конструирование. Мебель (диван) |
Учить ребенка делать постройку –
предмет мебели. Уточнить представление об этом предмете, его назначении. |
|
Ручной труд |
Развивать желание заниматься
ручным трудом, обучать ребенка действовать с различным природным материалом. |
|
Дидактическая игра |
Развивать движения кистей рук,
развивать зрительное восприятие. |
Декабрь, январь, февраль |
Дидактическая игра |
Учить отличать на слух однократные
и многократные звучания |
|
Игровое упражнения на
классификацию |
Учить различать цвета |
|
Игровое упражнение |
Учить схематически изображать различные
предметы с помощью палочек разной величины |
|
Дидактические игры |
Уточнить знания ребенка о
различных геометрических формах. |
|
Дыхательные упражнение |
|
|
Дидактическая игра |
Учить подбирать детенышей животных
к взрослым животным по описанию или методом подбора. |
|
Работа в рабочей тетради (прописи) |
Развитие мелкой моторики пальцев рук. |
|
Игровое упражнение |
Учить составлять целое из разных
геометрических фигур |
|
Конструирование по замыслу |
Развивать желание строить для кого
– либо, украшая постройку, используя различные цветовые решения. |
Март, апрель, май |
Фонетическая ритмика |
|
Гласные звуки.
Звук «А». «Девочка плачет»
Ребенок
вытягивает руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», он
плавно разводит руки в стороны ладошками вверх.
Звук «О». «Зуб болит»
Ребенок
соединяет опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг
друга. Произнося гласный «о-о-о…», он плавно поднимает руки через стороны вверх
и соединяет их в кольцо над головой.
Звук «У». «Паровозик гудит»
И.п.:
руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный
«у-у-у…», ребенок давящим движением выпрямляет руки вперед и вниз.
Звук «Э». «Мальчик кричит»
И.п.:
руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», ребенок плавно сгибает руки в локтях,
поднимая кисти до уровня плеч.
Звук «И». «Иголочка»
И.п.:
руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем
улыбку» указательными пальцами, разводя руки.
Звук «Ы». «Медвежонок рычит»
И.п.:
руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в
стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», ребенок с усилением отводит в стороны
согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
Звук «Ы». произносится сердито.
Согласные звуки:
Звук «С». «Чайник свистит»
Губы
растянуты в улыбке. Ребенок тянет «с-с-с-с», руки согнуты в локтях, попеременно
поднимает вверх и опускаем вниз.
Звук «З». «Комарики летят»
Губы
растянуты в улыбке. Произнося звук «з-з-з…», ребенок имитирует полёт комаров.
Звук «Ц». «Мальчик просит не шуметь»
Губы
растянуты в улыбке. Произнося звук «Ц», ребенок подносит указательный палец к
губам, как бы призывая к тишине.
Звук «Х». «Греем ручки»
Подносим
обе ладошки ко рту и дышим на звук «х-х-х» .
Звук «Ш». «Змейка ползёт»
Губы
вытягиваем вперёд. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.
Звук «Ж». «Жучок летит»
И.п.:
руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», ребенок
совершает быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяет движение с
разжатыми пальцами.
Звук «Щ». «Мячик спускает воздух»
И.п.:
руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и
многократно произнося звук «Щ», ребенок ритмично двигает руками вперёд – назад.
Звук «Ч». «Девочка просит не шуметь»
На
звук «ч-ч-ч» подносим указательный палец к губам, имитируя тишину.
Звук «Л». «Пароход гудит»
Закусив
кончик языка ребенок гудит как пароход «л-л-л», при этом покачиваясь вправо –
влево.
Звук «Р». «Собачка рычит»
И.п.:
произнося «р-р-р-…», ребенок делает вибрирующие движения кулачками. Движения
быстрые, мелкие, напряженные.
Звук «Д». «Пулемёт»
Губы
растянуты в улыбке. Ребенок быстро произносит «д-д-д», при этом руки сжаты в
кулачки и быстро, поочерёдно отталкиваем каждый кулачок от себя.
Звук «Т». «Молоточек»
Губы
растянуты в улыбке. Ребенок произносит «т-т-т», при этом ударяя кулак о кулак,
как будто забивают гвозди.
Звук «М». «Коровка»
Ребенок
произносит «м-м м-муу», при этом изображая коровку (рога)
Звук «Н». «Лошадки»
Погоняем
лошадку «н- н- ноо» и поскакали «щёлкаем язычком»
Звук «Б». «Барабан»
Ребенок
произносит «б-б-б» при этом указательные пальцы работают как «барабанные
палочки»
Звук «П». «Лопнул шарик»
Ребенок
произносит «п-п-п», при этом работают кисти рук ( из кулачков выпрямляем
пальчики)
Звук «В». «Вьюга»
Ребенок
произносит «в-в-в», при этом выполняя волнообразные движения руками.
Звук «Ф». «Задуваем свечку»
Ребенок
дует на ладошки на звук «ф-ф-ф».
Звук «К». «Пистолет»
Ребенок
произносит «к-к-к», при этом руками показывает пистолет.
Звук «Г». «Гусята»
Ходьба
на месте, гогочем как гусята «га-га-га».
Регулярное
проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что:
•
У ребенка активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и
координация движений;
•
Улучшается фонематический слух;
•
Нормализуется речевое дыхание;
•
Формируется умение изменять силу и высоту голоса;
•
Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
•
Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из
отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и
успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СЛУХА И
СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
Предложите
ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не
будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры, сигнал
машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза,
спросить его, что за звуки он услышал в тишине. Расскажите о тех звуках,
которые удалось услышать вам. Можно играть в эту игру в группе, на детской
площадке, — каждый раз вы услышите разные звуки.
«Слушаем тишину»
«Скажи, что ты слышишь? »
Оборудование: стаканы
(с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки,
ширма.
Взрослый
показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой
выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.).
Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и
т. д.)
«Узнай по звуку».
Играющие
становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает
книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает,
режет. Играющие на слух определяют природу звука.
"Поставь по порядку"
Показать
ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он
должен
будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка.
Скажите: "Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит".
Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах. Расскажите
ему о правилах игры: "Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая
музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая
последней".
"Коробочка гремит"
Предложите
ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите
услышанное: "Коробочки гремят". Поставьте все коробочки на стол в
один ряд.
Предложите
ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.
Попросите
найти две одинаково звучащие коробочки.
«Найди звук»
Вам
понадобится самостоятельно звучащий предмет – игрушка, будильник или, в
крайнем случае, телефон. Спрячьте его в укромном месте, и попросите его найти.
Ребенку постарше можно завязать глаза и звенеть колокольчиком или бубном.
«Найди игрушку».
Ребенок
отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на
громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки.
Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.
«Извлекаем звуки из всего»
Покажите
ребенку, что ложкой, карандашом или палкой можно извлекать звуки изо всех
окружающих предметов: стены, стола, шкафа, тарелки и так далее. Разные предметы
будут давать разные звуки: громкий и тихий, звонкий и глухой. Если взять
металлическую, деревянную и пластиковую ложки, то из одного и того же предмета
получатся разные звуки.
«Капельки»
Оборудование: картинки
с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) –
пауза.
Взрослый
объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Взрослый
показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка
послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //,
/-/-/, /-//.
Перспективное планирование работы с родителями
Сентябрь
Тема |
Формы работы |
«Научите меня говорить» |
Консультация: «Роль родителей в
развитии речи детей» ( знакомство с упражнениями, обучение выполнению
упражнений по развитию мелкой моторики |
Октябрь
Тема |
Формы работы |
«Мастерская добрых дел» |
Консультация – практикум
«Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом
упражнений, выставкой литературой. |
Ноябрь
Тема |
Формы работы |
«Школа здоровья» |
Беседа: «Гигиенические требования
к одежде и обуви» |
Декабрь
Тема |
Формы работы |
«Игра – это серьезно» |
Консультация «Семейный Новый год» |
«Наглядность» |
«Создание папки «НЕ Болей –ка» |
Январь
Тема |
Формы работы |
Мастерская добрых дел; ручная умелость |
Практическая работа «Кормушка своими руками» (дома с папой) |
«Наглядность» |
Дополнение в папку «Не – Болейка» |
Февраль
Тема |
Формы работы |
«Игра – это серьезно» |
«Играем с папой» (консультация) |
Март
Тема |
Формы работы |
«Научите меня говорить правильно» |
Беседа «Речевое развитие в общении
со сверстниками» |
Апрель
Тема |
Формы работы |
«Родительский университет» |
Беседа: «Наказание – в чем его
смысл?» (о методах воспитания) |
Май
Тема |
Формы работы |
«Игра – это серьезно» |
Консультация: «Движение это –
жизнь» (подвижные игры) |