городской конкурс "Воспитатель года 2022"

30.01.2023

Мастер - класс для педагогов

МБДОУ №89 «Журавленок» компенсирующего вида г. Улан-Удэ

Музыкальный руководитель: Иванова А.А.

«Развитие чувства ритма

у детей дошкольного возраста»

 «Ритм в музыке – это пульсация, свидетельствующая о жизни ...»

А. Г. Рубинштейн

Цель мастер-класса: Знакомство воспитателей с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Задачи:

• Представить воспитателям приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.

• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Добрый день уважаемые коллеги! Свой мастер класс хочу начать со слов Антона Григорьевича Рубинштейна (русский пианист, композитор и дирижер, ставший ключевой фигурой в русской культуре, когда основал Санкт-Петербургскую консерватори).

В ходе непосредственно образовательной деятельности мною было отмечено слабое чувство ритма у детей, что намного затрудняло работу во всех разделах области «Музыка». Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, песен, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Чувство ритма одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Формирование чувства ритма важнейшая задача педагога. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.

Предлагаю Вашему вниманию свои наработки в разных видах музыкальной деятельности, разных возрастных групп в этой области.

Младший и средний возраст  на примере приветствия

 1. «Здравствуйте, ладошки» Л. Хасмитуллиной

♪ 01 Цель: воспитание речевой и двигательно – ритмичной активности

- Здравствуйте, ладошки! – хлоп, хлоп, хлоп! Хлопки

- Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ! Притопы

- Здравствуйте, щечки – плюх, плюх, плюх! Хлопки по щечкам

- Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх!

- Здравствуйте, губки – чмок, чмок, чмок! Поцелуйчики

- Здравствуйте, зубки – ам, ам, ам

- Здравствуй наш носик – бип, бип, бип! Показываем пальчиком носик

- Здравствуйте, малышки — всем привет! Машем ручками

2. Речевая игра – знакомство «Прохлопай, свое имя» (улыбнемся)

3. на примере коротких стихотворений – предложить детям придумать свой ритм.

Музыкальный руководитель: Ребята, а у вас любимое стихотворение? ……предлагаю вам послушать стихотворение.


Левой, правой!

Левой, правой!

На парад

Идёт отряд.

На парад

Идёт отряд.

Барабанщик

Очень рад:

Барабанит, Барабанит

Полтора часа Подряд!

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан

Уже дырявый!

Хочу такой сайт

Музыкальный руководитель: А сейчас, на это стихотворение, мы придумаем свой ритмический рисунок. (работа)

4. В разделе слушание музыки, создаем проблему. Перед прослушиванием Музыкальный руководитель: ребята, что бы узнать с какой музыкой мы сегодня познакомимся, я хочу загадать вам загадку:

Под музыку эту проводим парад

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат! (показать картинку)

Дети: Марш

Музыкальный руководитель: Предлагаю вам прослушать музыку. Какое самое главное правило, когда мы слушаем музыку. (2 части)  

♪ 02 «Марш» Г. Свиридова

Вопросы:

Муз. рук. Какая она по характеру?

Дети: Бодрая, четкая.

Муз. рук. Какие музыкальные инструменты исполняют марш?

Дети: Барабаны, труба, тарелки

Муз. Рук. Ребята, как называют человека, который сочиняет музыку?

Дети: композитор.

 

Муз. рук. Хотели бы вы придумать и исполнить музыку марша?

Дети: Да!

Муз. рук. Проходите за столы. Что главное в марше?

Дети: Ритм.

М.Р.: А что такое ритм?

Муз. рук. Ритм – долгие и короткие звуки, которые мы можем простучать или прохлопать (показ схемы). Прохлопать. Придумайте свой ритм, его надо выложить из кружочков. Работа в парах.

Муз. рук. Проведем репетицию. Те, у кого барабаны, возьмите палочки и простучите ими ритм, смотрим на свою схему. У кого треугольники, прохлопаем ритм, смотрим схему.

Муз. рук. А сейчас возьмите музыкальные инструменты. Итак, марш собственного сочинения исполняют …….…. и ……..…(имена детей).

Муз. рук. Вам понравилось быть композиторами и музыкантами? Что было сложно?

5. закрепление через движения!

Муз. рук. Оставьте инструменты и подойдите, пожалуйста, ко мне, предлагаю исполнить торжественный марш.  

Марш по показу.

Вывод:

Стихи-это ритм …

Если убрать из стихов ритм, то исчезнет музыка, исчезнет красота

Ритм – везде…

Звучит музыка - в ней ритм …

Всходит и заходит солнце, подчиняясь космическому ритму

Своей чередой приходят осень, зима, весна, лето … это ритмы природы …

Ритмично бьется сердце, и продолжается жизнь …

Лирика – это музыка жизни!

Живите красиво!

Библиографический список

1. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. –М. , : Просвещение, 1981.

2. Новоскольцева И., Каплунова И. Этот удивительный ритм. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. -Изд. -во «Композитор. Сакт-Петербург», 2005.

3. Рокитянская Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. / Ярославль: Академия развития, 2006.

4. Т. Рокитянская «Музыкальная грамота в образе и движении». 13/2003г. «Дошкольное образование».

5. М. Александровская «Каждый ребенок – музыкант». 13/2001 г. «Дошкольное образование».

6. Т. Э. Тютюнникова «Движение и музыка». 4/1999г. «Дошкольное воспитание.

Наверх

Грамоты 2023

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».