25.11.2022
Отдых.
Релаксация. Сон
Порядок организации
отдыха, релаксации и сна воспитанников
Сон — неотъемлемая часть режима дня
ребёнка. Организации дневного отдыха в детском саду уделяется особо пристальное
внимание, так как в периоды бодрствования дети, как правило, очень активны, а
организму малыша очень важно восстанавливать силы и накапливать энергию для
деятельности во второй половине дня.
Помещения для отдыха и сна должно
соответствовать требованиям СанПиН:
Спальня - площадью из расчета не менее 1,8
кв. м на 1 ребенка в ясельных группах, не менее 2,0 кв. м на 1 ребенка в
дошкольных группах, без учета расстояния от наружных стен при расстановке
кроватей.
Спальни оборудуют стационарными кроватями.
Кровати для детей до 3 лет должны иметь:
длину - 120 см; ширину - 60 см; высоту ограждения от пола - 95 см; ложе с
переменной высотой от пола - на уровне 30 см и 50 см. Следует предусматривать
возможность уменьшения высоты бокового ограждения не менее чем на 15 см.
Длина стационарной кровати для детей 3-7
лет составляет 140 см, ширина - 60 см и высота - 30 см.
Кровати расставляют с соблюдением
минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных
стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей
- 0,3 м. Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не
используют.
Дети обеспечиваются индивидуальными
постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены.
Следует иметь не менее 2-х комплектов
постельного белья и полотенец, 2 комплектов наматрасников из расчета на 1
ребенка.
Примерный режим дневного сна в ДОО
Общая продолжительность дневного сна:
Для детей от 1 до 3 лет не менее 3 часов;
Для детей от 4 до 7 лет не менее 2,5
часов;
Во время сна детей воспитатель (или
младший воспитатель) обязательно присутствует рядом с детьми.
Работа с детьми перед
сном
Методическая работа перед дневным отдыхом
играет важную роль. Её целями является:
- релаксация
детей (снижение уровня тревожности и мышечного напряжения);
- восстановление
нормального состояния нервной системы;
- облегчение
психоэмоциональной нагрузки;
- ускорение
процесса засыпания за счёт создания безопасной и комфортной среды.
Для достижения поставленных целей перед
организатором дневного сна стоит ряд задач, решать которые ему приходится
ежедневно:
- Подготовка
помещения для отдыха. В помещениях спален сквозное проветривание проводят
до укладывания детей спать. В холодное время года фрамуги, форточки
закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с
одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое время года сон
организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).
- Контроль
готовности детей ко сну. Взрослые следят за тем, чтобы все дети сходили в
туалет, умылись, а также переоделись в удобную для сна одежду.
- Создание
подходящей для сна атмосферы спокойствия и расслабленности.
Методическая организация
подготовки детей ко сну
Чтобы реализовать поставленные задачи,
воспитатель:
- определяет
перечень спокойных игр перед отходом ко сну;
- подбирает
соответствующее спокойное музыкальное оформление (не более чем на 10–15
минут), сопровождая его снижением темпа речи, тембра и тональности голоса;
- проводит
комплекс дыхательных упражнений для улучшения самочувствия детей;
- периодически
организует беседы с детьми о важности дневного сна (этот приём больше
актуален для старших и подготовительных групп);
- делает
подборку сказок, рассказов подходящей тематики.
Эти приёмы могут использоваться в
комплексе, но для малышей, которые в силу возраста утомляются быстрее, а
значит, больше других нуждаются в отдыхе, достаточно включения музыкального
фона после обеда (под проведение гигиенических процедур, переодевание) и чтения
сказок. Для детей средней группы добавляются дыхательные упражнения. Они, кроме
благоприятного воздействия на органы дыхания, ещё и помогают выработать
правильное звукопроизношение. Это очень важная задача для данного возраста.
Проводится эта гимнастика через 20–30
минут после обеда. Дети старшего возраста перед началом гигиенических процедур
могут немного поиграть в спокойные игры.
Выделяется 3 ступени
организации дневного сна:
Подготовка (15–20 минут)
Релаксация (5–7 минут)
Сон (1–2 часа)
Подготовка. Самый длительный и
ответственный этап. На первом этапе дети играют в спокойные игры.
Релаксация. Этот этап проводится под
спокойную музыку, оказывающую общеуспокаивающее действие. Лучший вариант —
звуки природы (шум леса, журчание ручья и пр.).
Воспитатель медленно и спокойно произносит
текст (потешки, сказки и др.).
Дети слушают хорошо знакомый голос
воспитателя, к которому они привыкли.
Воспитатель подходит к каждому ребенку и
поглаживает его. Такое тактильное воздействие оказывает дополнительный
расслабляющий и успокаивающий эффект.
Переход ко сну.
На этом этапе выключается музыка, дети
затихают в своих постельках. В качестве сигнала к засыпанию рекомендуется
придумать какую-то короткую фразу. Например, «Мальчики и девочки глазки
закрывают, быстро засыпают». «Закрывайте глазки - вам приснятся сказки»
В течение всего периода отдыха и сна
воспитатель находится в пределе слышимости.
С теми детьми, которые категорически
отказываются спать, проводится беседа с целью убедить лежать в кровати спокойно
и не мешать остальным малышам отдыхать.
Правильная организация сна предполагает
активное участие ребенка в этом процессе. Сон не должен восприниматься им как
нечто навязанное взрослым.
Пробуждение и подъем.
Когда время сна истечет, осуществляется
постепенный подъем. Необходимо будить детей как бы одновременно, но и
индивидуально, давая возможность детям выспаться, полежать, понежиться. В
старших группах пробуждение проводится быстрее, чтобы дети не затягивали время
на пассивное пробуждение (открыл глаза – улыбнулся – потянулся и размялся).
После сна проводится бодрящая гимнастика. Сначала воспитатель предлагает детям
сделать упражнения в постели. После того, как дети снимут пижамы для сна,
воспитатель предлагает по дороге в туалетную комнату выполнить ряд упражнений
(ходьба босиком, корригирующие упражнения, ходьба по «дорожкам здоровья»,
физические упражнения и т.д.). Важно добиться, чтобы проснулся именно организм,
а не только открылись глаза.