История и значение праздника «Сагаалган»
10.02.2021
В праздник Белого месяца,
Как у нас повелось,
Людям надо бы встретиться,
Чтоб светлее жилось,
Чтоб убавилось горя,
Чтоб тучнели стада,
Чтобы небо над взгорьем
Голубело всегда.
Праздник Белого месяца,
Праздник Вечного месяца!
Только доброе ценится,
Только в светлое верится!
Эстетическое формирование
подрастающего поколения является важнейшей частью целостной системы
воспитательной работы, направленной на развитие эстетической культуры человека,
на воспитание в детях чувства прекрасного. Воспитание на традициях старшего
поколения, местного фольклора, обычаях каждого народа ярко выражается в
национальном празднике «Сагаалган».
Праздник Сагаалган
родился на земле Монголии.
Традиции и обряды
праздника у бурят и монголов одинаковы. Сагаалган – это Белый Месяц, Новый год
но лунному календарю, отмечаемый среди монголоязычных народов, исповедующих
буддизм. Свое название он берет из бытовой жизни кочевых народов.
С древнейших времен у
кочевых племен складывались следующие понятия: - белый цвет означал радость; -
белый смех – смех доброты, дружелюбия; - в бурятском языке «сагаалха» означает
«забеливать, задобрить»; - «сайруулха» - придать белизну, навести чистоту; -
«шэнэлхэ» - обновить, обновлять. «Шэнэжэл» - новый год, а это значит наладить
новые отношения с друзьями, соседями, простить прежние обиды и раздоры, вернуть
долги.
Белая пища – один из
обязательных компонентов угощения и обрядовых ритуалов, достойно дополняющих
значимость праздника.
У бурят и монголов есть
замечательное поверье: каким будет начало года. Таким будет и весь год. Поэтому
наши предки встречали Сагаалган с самыми добрыми и сокровенными помыслами.
История возникновения праздника имеет свои древние корни. В те далекие времена,
кочевые хуннские племена отмечали Сагаалган осенью, в день осеннего
равноденствия. При стечении множества людей старейшины аймаков приносили
молитвенные жертвы и подарки духам. Они молились вечному небу, солнцу, земле.
Своим вторым рождением
Сагаалган обязан Чингисхану. Сагаалган стали отмечать весной. Тогда Чингисхан
наградил своих лучших воинов и им были присвоены воинские чины. С того времени
по его указу стали награждать заслуженных людей серебряными, золотыми монетами
и оказывать им материальную помощь кожаными, суконными, войлочными и шерстяными
изделиями.
Старейшему жителю дарили
целый обоз подарков. Данные исторические факты свидетельствуют о том, что
великий хан уже тогда закладывал традиции уважительного и почтенного отношения
к людям старшего поколения. И буряты до настоящего времени придерживаются
доброй, старинной традиции народа. После распространения буддизма, поскольку
Сагаалган был популярным всенародным праздником, буддийское духовенство не
могло не считаться с ним и включило его в свою религиозную систему. Поэтому в
проведении обрядов выделяется 2 основных аспекта: культовый и народный.
. . В символике цветов у
монгольских народов белый цвет связан с понятием света, чистоты, святости,
добра, благополучия. Для бурята-кочевника счастье – это многочисленное
потомство, размножения пяти видов скота, изобилие молока и мяса. Белая молочная
пища – эта высшая категория пищи монгольских народов, пища священная, ибо всё
живое на Земле вскормлено материнским белым молоком. Недаром у бурят существуют
обряды, связанные с молочной и мясной пищей. Культовая сторона праздника
происходит в дацане. Сжигается костёр, на котором очищаются людские прегрешения
за прошлый год. Поэтому человек встречает Новый год с чистой душой и телом,
избавленный от всякой скверны. Читаются молитвы, священные книги о том, чтобы
Новый год оказался для всех счастливым, о здоровье и благополучии людей. В
народно-бытовом плане подготовка к встрече Нового года начиналось задолго до
его наступления: проводились чистка и уборка в юртах, в улусах и на дворе,
приготовлялись вкусные национальные блюда. В дни праздника люди одевались в
лучшую национальную одежду, затем дети шли поздравлять своих родителей,
старших, которые в свою очередь желали им здоровья и благополучия.
Сагаалган – Новый год –
древний народный праздник, все обряды несут в себе глубокий смысл. В них
проявляется стремление к укреплению связей поколений, к созданию здоровой
психологической обстановки, обеспечению преемственности в культурном и духовном
наследии. Народный праздник для каждого народа своё, особым образом
организованное проживание событий, имеющих определенный смысл. Любой праздник
обладает значением и смыслом. Праздник сплачивает и объединяет коллектив,
носителей культуры, служит культурным индикатором. Проживая, совместно с семьёй
события праздника ребенок расширяет границы своего практического опыта,
миропонимания, сознания и самосознания, постигает житейские, духовные смыслы в
меру своего возраста. Путь в родную культуру лежит через праздник и культуру
его проживания.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.02.2021
Дата обновления: 26.02.2021
Дата публикации: 10.02.2021