24.01.2023
ИГРОВОЕ
РАСПЕВАНИЕ включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание
голоса.
Я взяла знакомые и
понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, придумала для них
лёгкий, понятный текст и мелодию в двух регистрах: среднем и высоком.
Наглядность и образность этих картинок помогает
детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях.Контрастность этих
образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что
немало важно, ИГРАТЬ в них.
Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские
песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты.
Поэтому, я считаю, что проходящие низкие и высокие ноты должны
присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в
песнях?
Дети озвучивают эти зарисовки из сказок, совершенно чётко понимая: что
Карабас-Барабас, Великан и сеньор Помидор будут петь именно средним голосом, а
куклы, храбрый портняжка, Золушка и бабочка – только высоким, и стараются
отобразить это голосом, одновременно изображая их в театральном этюде.
Такое игровое распевание многофункционально:
1.
Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное
воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса
(среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е .чистое
интонирование.
2.
Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;
3.
Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;
4.
Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной
деятельности, так как игровое распевание предполагает
разыгрывание ТЕАТРАЛЬНЫХ ЭТЮДОВ с использованием различной мимики и жестов
героев, пение по ролям.
5.
Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и
закрепление музыкально- ритмических движений, музицирование детей.
Игровые распевки могут быть использованы, помимо своего основного
назначения, и в других частях занятия – ещё одно уместное закрепление голосом
средних и высоких звуков будет только на пользу, тем более что это займёт всего
полминуты и пройдёт в игровой форме, возможно, с использованием атрибутов.
Так, распевка "Дюймовочка и жук" может быть исполнена как
приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса, в зависимости от
изучаемого на данном занятии движения. Танец будет образно обыгран этюдом:
мальчики-жуки пригласят девочек-дюймовочек на танец, спев свои мини- партии в
разных регистрах.
А распевки :"Лиса и воробей", "Кот и мышка" и т.д.
могут быть восприняты не как распевки в чистом виде, а как игровые песенки,
после которых начинается подвижная игра в догонялки. Распевки
"Грибы", "На лесной поляне" логически и гармонично
перетекут в музицирование и т.д. Игровое распевание чрезвычайно нравится детям,
так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как
показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования,
которое так необходимо в ПЕНИИ.
Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и
ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только
подогревает интерес детей к этому виду деятельности,
делая его занимательным и творческим!
Я подобрала и отредактировала в формате А4 красочные картинки знакомых
детям сказок и интересных сюжетов; придумала им стихотворный текст и мелодию в среднем и высоком регистрах. И теперь дети осознанно озвучивают голоса этих
персонажей, одновременно изображая и играя в них, используют мимику, жесты и
атрибуты/шапочки/. Подумайте, тут совершенствуются и
театральные навыки, и голос, и дыхание, и дикция. Результаты превосходят
все ожидания, т.к. детям интересно распеваться.
ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ РАЗВИВАЕТ
·
чистое
интонирование (засчет образности персонажей, пения по ролям);
·
дикцию,
артикуляцию, дыхание;
·
артистические
способности (жесты, мимику, через театральные этюды)
Как распределить распевки по возрастам
Ну, во- первых, так же, как и в
песнях, всё зависит от степени подготовленности деток, это -раз!
Во-вторых, довольно
просто распределить эти распевки - по сюжетам и по сказкам.
Если
сюжет прост - для малышей.
Или
если дети эту сказку проходили в группе с воспитателем - значит - ура!-
преемственность - закрепляем её ещё и распевокой с театрализацией.
В
третьих - по музыкальной партии - насколько сложна она для пения.
Справятся ребята- или ещё рано...
Конечно
же, не будешь петь с малышами сложные распевки, типа, "Снежная
королева" или "Чипполино", понятно, они и сказку такую не знают,
и по вокалу они сложные..
Поэтому
будем рассуждать логически и исходить из этих трёх условий!
Младшая
группа - средняя:
"
Лиса и воробей"
"
Кот и мышка"
"
Грибы"
"
Репка"
"
Машенька и медведь"
"
Колобок"
Средняя
группа -старшая:
/распевки
из младшей группы обязательно повторем в средней группе, в лучшую
сторону будет изменяться качество их исполнения/
К ним добавляются :
"
Белочки"
"
Щенок(Лисичка) и бабочка"
"
Лягушка и муравей"
"
Колобок"
"
Котёнок и божья коровка"
"
Медежонок и пчела"
"
На лесной поляне"
"
Курочка- Ряба"
"
Три медведя"
"
Теремок"
Все
распевки, помимо вокальных задач, решают ещё и речевые
задачи: отрабатывается артикуляция, дикция. Взаимодействие ещё и с
логопедом.
Остальные
распевки - сложнее по мелодии, скачкам и ритму, да и сюжеты сказок повзрослее,
по поэтому их оставляем на старший- подготовительный возраст!
/Распевки
из средней группы закрепляем в старшей группе, особенно в начале года/
К ним
добавляются в старшей-подготовительной группе:
"
Стрекоза и рыбка"
"
Карабас- Барабас и куклы"
"
Храбрый портняжка"
"
Дюймовочка и жук"
"
Волк и Красная Шапочка"
"
Кот и петух"
"
Лиса и волк"
"
По щучьему велению"
"
Кот в сапогах"
"
Золушка и мачеха"
"
Буратино/ 2 варианта/
"
Сеньор Помидор и Чипполино"
"
Принцесса на горошине"
"
Снежная королева"
"
Шапокляк"
"
Карлсон"
Такое
разнообразие игровых распевок не даёт ослабевать интересу детей к распеванию, к
разыгрыванию этих музыкально -театральных мини-сценок.
Звуковысотный
слух и артистизм детей будет совершенствоваться от занятия к занятию просто на
глазах!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.01.2023
Дата обновления: 29.01.2023
Дата публикации: 24.01.2023