Международное образовательное издание «Шаг вперед», статья «Влияние спортивных командных игр на детей с ОВЗ»

05.09.2022

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

Игра выполняет следующие функции:


1) общевоспитательную – усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе. 
2) познавательную – все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей.
3) развивающую – осуществляется умственное и физическое развитие детей.
4) развитие речи - в этом направлении большое влияние оказывают игры-инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания.

 

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру.

Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие.

Игра помогает в решении задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков:

-совмещение элементов игры и учения, постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;

-повышение умственной активности ребенка;

-формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности;

-единство обучающих и воспитательных воздействий.

Цели игры:

1.Познавательный - обучение способам действия с предметами.

2.Воспитательный - обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми.

В ходе формирования коммуникативных навыков необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей  и обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации целей. При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы необходимо учитывать особенности разноуровнего развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

   

Для этого необходимо помнить несколько простых правил:

1. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение, решение, способствовать импровизации.

2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.

3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.

5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей, умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

6. Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка реальные цели.

Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы:

· - игры-инсценировки;

· - игры-забавы;

· - игры – соревнования;

· - дидактические игры;

· - сюжетно-ролевые игры;Хочу такой сайт

· - подвижные игры;

· - игры-драматизации;

· - игры-имитации;

· - беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков.

Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах.

Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

 Современные тенденции и нормативные изменения, происходящие в дошкольном образовании, выдвигают необходимость наполнения новым содержанием традиционных форм организации образовательной деятельности.

В ФГОС ДО подчеркивается направленность дошкольного образования на социализацию ребенка в детском коллективе, развитие трудолюбия, дружеских отношений, самостоятельности, коллективизма в условиях игрового взаимодействия младших и старших дошкольников с ОВЗ на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

По определению известного педагога А.П. Усовой, детский сад – это первое своеобразное детское общество, где они имеют возможность, объединятся друг с другом в совместных играх, приобретая социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.

Известно, что к пяти годам ребёнок формируется как личность и дальнейшее его развитие и становление в значительной степени зависит от того, каким он стал к своим пяти годам. Понятно, что становление личности в данном возрасте полностью зависит от состояния здоровья ребенка и от его ближайшего окружения. Между, тем обе этих составляющих существенно отличаются друг от друга в различных семьях, а тем более в соответствующих детских учреждениях. Следовательно, исходное положение детей в обществе весьма различно.

Обратим внимание на то, что общий комплекс дисциплин, который содержит учебный процесс, в школе или в дошкольном учреждении, представляет собой ментальное обучение и лишь только предмет «Физическая культура» обучает двигательной деятельности. Впоследствии, когда ребёнок выйдет из дошкольного возраста, изменить что-либо в образовании ребёнка значительно проще, чем в его физическом образовании, а тем более в физическом развитии.

Младший дошкольный возраст – важный период в развитии движений ребенка. В это время закладываются основы его физической подготовленности. Овладение движениями обеспечивает ребенку самостоятельность, влияет на общее развитие психики, связывает его с окружающей средой. На третьем и четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. Ребёнок становится крепче и самостоятельнее, он очень подвижен и неутомим. В этот период дети переходят от одиночных игр к простейшим формам совместной игровой деятельности. Все это облегчает педагогу руководство развитием движений в процессе систематического обучения детей, позволяет включить в образовательный процесс по физической культуре элементы взаимообучения, где роль педагога выполняют старшие дошкольники. В данной ситуации у младших появляется возможность продвигаться в своем развитии не только благодаря взрослым. Старшие же дети тоже становятся образцом для подражания в игровой деятельности. Одним из преобладающих мотивов общения старшего дошкольника, имеющего ограниченные возможности здоровья, с малышом - желание быть «старшим».

Таким образом, разновозрастное взаимодействие – одно из условий формирования сознания и самосознания личности, средство вхождения в общество (социализации) и получения необходимой для этого информации. Создание межвозрастного игрового пространства – это одна из возможностей эффективно стимулировать двигательную активность детей дошкольного возраста.

Эффективность подобного обучения в целом во многом определяется умением педагога организовать образовательный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения.

Спортивно-игровая деятельность в режиме дня

Утренняя гимнастика в разновозрастной группе проводится по общепринятой структуре: ходьба, бег, общеразвивающие упражнения без предметов и с мелким физкультурным инвентарём, несложные игровые задания, игры малой и средней подвижности. Ведущим способом при проведении утренней гимнастики является – фронтальный способ, но в некоторых случаях, объяснения могут даваться по подгруппам, а упражнения выполняться поочерёдно. Для того, чтобы старшие дети могли проделать упражнения большее количество раз, им предлагается одним начать выполнять упражнения и показать малышам, как правильно его делать, затем это же упражнение они проделывают с малышами. Возможны случаи, когда в комплексе гимнастики вводятся более сложные упражнения только для старших. Во время выполнения старшими таких упражнений малыши наблюдают и отдыхают. Оправдывает себя и такой прием, когда более сложные упражнения планируются на конец гимнастики и старшие их выполняют после того, как малыши уходят.

Организация совместной спортивно - игровой деятельности на прогулке.

Игровое взаимодействие младших и старших дошкольников продолжается в совместных подвижных играх и упражнениях на прогулке с целью закрепления и обогащения двигательного опыта. Например: в младшую группу приходят дети старшей и приглашают их поиграть на спортивной площадке. Организуется игровая деятельность с элементами спортивных игр: футбол, хоккей, настольный теннис, баскетбол.

Например, при организации деятельности с элементами спортивной игры в хоккей, младшие дети становятся за старшими и следуют за ними. Если присутствует бег то, младшие бегут по внутреннему кругу, а старшие дети – по внешнему, при этом усложняя действие перепрыгиванием через клюшки. На площадке старшие дети показывают стойку хоккеиста, производят ведение шайбы, а младшие повторяют движения за старшими. Упражнение проводить можно и в соревновательной форме. В конце встречи младшие дети садятся на скамейки и становятся болельщиками, а старшие соревнуются, играя в эстафеты.

«Играем в городки» – при организации игр с использованием городков, можно малышей уже строить перед старшими детьми в две шеренги. Дается задание построить фигуры: «забор», «бочка», «пушка», «конверт». Фигуры выполняются в положении сидя, стоя, лежа. Побеждает команда старших детей, которая быстрее выполнит фигуру. Младшие же строят фигуры, повторяя за старшими. Подвижная игра «Самолеты»: старшие дети становятся на одно колено напротив младших, заводят «мотор» (вращение кистей рук), расправляют «крылья» (руки в стороны), «взлетают» (бег по площадке). Младшие дети бегу так же рядом со старшими. Игра «Передвинь флажок»: старшие дети стоят в шеренгу на боковой линии площадки, младшие дети - на лицевой линии площадки. По сигналу старшие выполняют бросок на дальность, младшие наблюдают за ними. Возле биты, улетевшей дальше всех, ставится флажок. При последующих бросках надо постараться бросить биту дальше флажка. После броска старшие приносят биты и отдают их младшим, которые будут выполнять бросок. Старшие обращают внимание на исходное положение малышей. И в заключении встречи проводятся психокоррекционные игры и упражнения «Насос и мячи», «Качели», «Спать хочется», «Четыре стихии», «Стоп», «Дружба начинается с улыбки».

Самостоятельная двигательная деятельность детей

«Корзина выбора». В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых ориентирах самостоятельность, способность выбирать себе род занятий является первостепенным. Развитие самостоятельности – важный показатель готовности ребенка к школе, особенно для детей с ОВЗ, эмоционально-волевой. У ребенка формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам. К концу дошкольного возраста ребенок 6-7 лет сам ставит перед собой цель, совершает определенные последовательные действия для ее достижения, доводит начатое дело до конца.

Поэтому, в конце любого занятия для организации самостоятельной деятельности детей, нами используется так называемая «Корзина выбора». Когда детям предлагается корзина, наполненная различным игровым и спортивным оборудованием: мячами, клюшками, шайбами, ракетками для настольного тенниса и бадминтона, теннисными шариками, воланчиками и т.д. Каждый ребенок вправе самостоятельно выбрать себе инвентарь для игровой деятельности.

Третий этап – заключительный. На данном этапе осуществляется закрепление и совершенствование приобретенных знаний, умений и техники двигательных действий, идет стимулирование детей к самостоятельному выполнению движений в целом и создание возможности использования приобретённого опыта в совместной деятельности детей и взрослых в форме: физкультурных досугов, физкультурных праздников, квест- игр.

Например, физкультурный досуг – организуется на основании знакомых детям физических упражнений, но проводится в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются их двигательные способности. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности. В досугах широко используется физкультурное оборудование, предметы, включаются элементы спортивных игр. Например, физкультурный досуг с использованием мяча: где старшие дошкольники получают задание вести мяч в движении, а малыши отбивают его стоя на месте. Затем совместное действие старших и младших – перебрасывание мяча в парах. И командное задание – чья команда быстрее закатит мяч в ворота.

Физкультурные праздники отличаются уже более масштабной организацией мероприятия. Если досуг или развлечение можно провести без участия приглашенных родителей или взрослых, то на физкультурный праздник обязательно приглашаются и родители, и сотрудники детского сада. Так же в рамках можно организовать встречу с тренером футбольной или хоккейной команды, или показательные выступления воспитанников спортивных школ или секций города. На физкультурных праздниках деятельность организуется уже непосредственно с участием родителей воспитанников.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.01.2023

Дата обновления: 27.01.2023

Дата публикации: 05.09.2022

Наверх

Грамоты 2023

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».