Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ

21.11.2022

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

- опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

- опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

Одним из важнейших условий реализации системы художественно - эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды. При создании предметно-пространственной среды воспитатель должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3. 4 ФГОС дошкольного образования. 

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности: уголки книг, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности.

При этом оборудованы должны быть так, чтобы дети могли свободно подойти к уголку и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу.

Уголки и центры занятости должны содержать разнообразный материал, пособия, игры.

В уголках книг необходимо разместить:

детскую художественную и энциклопедическую литературу в соответствии с возрастом,

тематические альбомы,

книжки-самоделки,

портреты писателей,

подборки аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов.

Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к книге, необходимо регулярно устраивать выставки одного автора, одной направленности или тематики (писатели о животных, сказки братьев Гримм, стихи С. Я. Маршака и т. п.).

«говорящие книги»

В уголках театрализованной деятельности …

Разные виды театра: настольный, на фланелеграфе, теневой, пальчиковый и т. д.

ширма;

наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;

театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головка-ми-насадками, разные маски, декорации);

персонажи с разным настроением;

материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);

готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;

атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;

уголок ряженья

В уголках изобразительной деятельности….

-произведения народного искусства: народные глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, каргопольские и др.) игрушки из дерева (богородские, сменевские и. др

Наглядно-дидактические пособия

Произведения живописи: натюрморт, пейзаж, портрет

Бумага разного формата, разной формы, разного тона.

Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпо-чек, пластилина (стеки, доски для лепки)

Наличие цветной бумаги и картона

Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации

Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)

Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей

Место для сменных выставок произведений изоискусства

Альбомы- раскраски

Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки

В уголках музыкальной деятельности….

Детские музыкальные инструменты

Магнитофон

В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных, фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы

Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.

Картинки к песням, исполняемых на музыкальных занятиях

Электромузыкальные игрушки с наборами мелодий

Звуковые книжки и открытки

Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)

Музыкально- дидактические игры

Музыкально- дидактические пособия

Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.Хочу такой сайт

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда должна способствовать познавательному развитиюразвитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Основным компонентом системы работы по художественно-эстетическому развитию является организация образовательного процесса.

Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ должна вестись одновременно в нескольких направлениях:

• Взаимодействие педагогов и детей

• Взаимодействия с семьями

• Сотрудничество с учреждениями социально-педагогической среды

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы:

- НОД (непосредственно образовательная деятельность). Это занятия эстетического цикла: по изодеятельности, музыкальные, по ознакомлению с художественной литературой. Но, самое главное, необходима организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах занятий (интеграция образовательных областей). Это включение художественного слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и т. п. ….

- Организованная образовательная деятельность взрослых и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.)

- Самостоятельная детская деятельность, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Для того, чтобы развернулась самостоятельная деятельность, необходимы условия: насыщенная предметная среда, сформированность навыков и умений, мотивация ….

Знания, полученные в ходе непосредственной образовательной организованной деятельности эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством, рисуют, создают коллективные творческие работы.

Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах.

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а так же развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Она представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка -дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.

Сотрудничество с семьей может строиться по следующим направлениям:

1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей, которая осуществляется через:

родительские собрания и конференции,

консультации групповые и индивидуальные,

дни открытых дверей,

семинары-практикумы,

папки – передвижки и информационные листы для родителей,

тематические выставки, публикации в СМИ ….

2. Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением:

участие в образовательном процессе (рассказывают о своих профессиях, увлечениях, показывают разные способы работы с разными материалами и др. ,

участи в реализации проектов,

организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника

участие в конкурсах, праздниках, выставках рисунков и поделок и др.

участие в театрализованных спектаклях ….

совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей

3. Помощь в создании материально-технических условий:

помощь в оформлении развивающей среды,

помощь в изготовлении декораций и пошиве костюмов,

организация совместных посиделок, посещений музеев, художественных выставок.

Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Также эффективность работы по художественно-эстетическому развитию зависит от координации работы с другими учреждениями: школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой) Необходимо проводить  взаимопосещения спектаклей между дошкольниками и школьниками, музыкально- тематические вечера, совместные выставки, праздники, викторины, литературные гостиные, экскурсии, мастер- классы.

И наконец, эффективность деятельности по художественно-эстетическому развитию во многом определяется взаимодействием всех пе-агогических работников ДОУ (воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, специалистов (психолога, логопеда, инструктора по физической культуре). Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно-эстетического развития.каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования.

 

Создание  развивающей предметно-пространственной среды в группе, обеспечивающее реализацию о/о  «Художественно-эстетическое развитие» с учѐтом ФГОС.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»

(С.Л. Новоселова).

Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Предметно-развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем: 1) совместную партнѐрскую деятельность взрослого и детей; 2)свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно – развивающей образовательной среды, обеспечивающий выбор каждым ребѐнком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Изобразительная деятельность — одна из самых любимых у детей. Поэтому предметно – развивающая среда центра искусств в группе в современных условиях требует глубокого осмысления, оформления и пополнения с учѐтом новых требований. 1

Считаем, что для создания предметно-развивающей среды центра искусств в группе следует руководствоваться следующими принципами:

Полифункциональность среды – предметная развивающая среда центра должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. Таким образом, материалы и оборудование центра могут использоваться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.                                                     Трансформируемость среды – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Например, в ходе НОД с помощью маркеров пространства соответствующее оборудование и материалы центра искусств могут служить музеем, где дети могут пройти с экскурсией по залам живописи, скульптуры или декоративно- прикладного искусства. А уже через несколько минут, с помощью маркеров пространства этот же центр превращается в площадку для сюжетно-ролевых игр художественно-творческого содержания в самостоятельной игровой деятельности детей. Во второй половине дня здесь же могут заниматься дети по карточкам для индивидуальной работы или заниматься творчеством по интересам.

Вариативности – предполагающий конкретный вариант предметно-развивающей среды центра искусств для конкретной группы и возраста воспитанников данной группы. Так, например, в нашем ДОУ, для определѐнных возрастных групп характерны свои помещения. Дети по мере взросления переходят из помещения в помещение. Соответственно наполняемость и оформление изоуголков данных групп будут иметь свои варианты, в зависимости от возраста детей, периода обучения и возможностей помещения. В качестве ориентиров для подбора материала и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребѐнка на каждом возрастном этапе. Однако строится, все эти варианты будут вокруг единого стержня требований и рекомендаций. Важно, чтобы предметная среда центра имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Учѐт интеграции образовательных областей – предполагает использование материала и оборудования данного центра в ходе реализации

других областей. Например, центр искусств обязательно содержит игры по цветоведению. Казалось бы, эти игры содержат узко специфическую направленность, однако, это не так. Игры по цветоведению гармонично вписываются во все образовательные области и могут быть использованы в непосредственной образовательной деятельности (НОД) по разным направлениям. Они выполняют целый комплекс развивающих задач, так важных для формирования личности дошкольника. Игры по цветоведению направлены и на развитие мелкой моторики рук, и на формирование элементарных математических представлений, и выступают как средство познавательной активности воспитанников. Или, например, репродукцию из подборки «Жанры живописи» можно использовать как наглядный материал для развития связной речи.

Учѐт гендерной специфики – предполагает обеспечение среды центра, как общим материалом, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Это могут быть подборки раскрасок, трафаретов, шаблонов.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.12.2022

Дата обновления: 05.12.2022

Дата публикации: 21.11.2022

Наверх

Грамоты 2023

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».