10.10.2022
Расскажи-и я забуду,
Покажи — и я запомню,
Дай попробовать — и я пойму.
(Китайская пословица)
Дошкольный возраст ребенка — это один из
ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем
мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними.
Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного
образования, цель которого — наиболее полно раскрыть для детей огромный,
необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно
соприкасаются, в котором им предстоит жить.
Современные дети живут и развиваются в
эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется
не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания
самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Известно
высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой
развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на
завтрашний день, а не на сегодняшний.
В дошкольном возрасте заметно возрастают
возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Задача педагога — не
подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного
нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как»,
что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно
организовывать образовательную деятельность по ознакомлению детей с окружающим
миром таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и
помогать им добывать эти знания самим с помощью игровых методов,
экспериментирования, исследования.
Актуальность определяется теоретическим и
практическим значением проблемы развития у детей естественно-научных
представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность,
не разработанностью вопросов развития у детей элементарных естественно-научных
представлений, отсутствием четко системы обучения дошкольников доступным для
данного возраста явлениям неживой природы, внешними свойствами, внутренними
связями и отношениями.
Объектом исследования является процесс
развития естественнонаучных представлений об окружающем мире у детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования — использование
опытно-экспериментальной деятельности для развития естественно-научных представлений
об окружающем мире у детей дошкольного возраста.
Целью работы является разработка
методического комплекта по развитию у детей естественно-научных представлений
через опытно-экспериментальную деятельность.
Объект, предмет и цель
определяют задачи:
1. Изучить значимость
формирования у дошкольников естественно — научных представлений об окружающем
мире.
2. Определить особенности
опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
3. Разработать и
апробировать методический комплекс по развитию у детей естественно-научных
представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную
деятельность.
При изучении материала, разработке
перспективных планов, картотеки дидактических игр, консультаций и рекомендаций
для родителей и воспитателей по данной теме, использовались следующие программы
и методики:
- «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, соответствующей Федеральным
государственным требованиям;
- «Ребёнок в мире поиска» О.В. Дыбиной;
- «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников) Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П.,
Щетининой В. В.;
- «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для
детей, «научные ответы на детские «почему» Зубковой
Н. М.;
- «Секреты знакомых предметов» (опыты и эксперименты
для детей) Шапиро А. И.;
- «Методика проведения учебных исследований в
детском саду» Савенкова А. И.;
- «Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду» Иванова А. И.
Практическая значимость работы: материал,
изложенный в данной работе, может быть использован воспитателями дошкольных
учреждений для развития у детей естественно-научных представлений об окружающем
мире,
Этапы работы по данной
теме:
1. этап —
аналитический (изучение психолого-педагогической литературы, имеющейся
методической литературы в ДОУ, анализ состояния проблемы в группах и т.д.).
2. этап –
информационный (работа с педагогическим коллективом и родителями
воспитанников, составление сборников консультаций, разработка методических
рекомендаций).
3. этап —
деятельностный (разработка перспективных планов, проведение
соответствующей образовательной деятельности с детьми).
4. этап —
диагностически (качественный и количественный анализ проделанной
работы, оформление материалов).
Организация работы идет по трем
взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими
темами:
1. живая природа (характерные
особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых
организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
2. неживая природа (воздух,
вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
3. человек (функционирование
организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и
др.)
После изучения имеющегося материала по
данной теме, была разработана модель развития естественно-научных представлений
об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.
Для решения целей, поставленных в начале
исследования, были разработаны перспективные планы по развитию у детей
естественнонаучных представлений по всем возрастным группам (вторая
младшая, средняя, старшая и подготовительная группы), которые включают в
себя:
1. экспериментальная
деятельность, организованная педагогом;
2. познавательную
образовательную деятельность с элементами экспериментирования;
3. демонстрационные опыты,
реализуемые педагогом совместно с детьми;
4. долгосрочные
наблюдения-эксперименты.
Основной целью разработанных перспективных
планов является:
- расширить перспективу развития
поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в
мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
- поддержать у детей инициативу,
сообразительность, пытливость и самостоятельность.
Перспективный план основан на следующих
принципах:
Доступности — содержание образовательной
деятельности соответствует возрастным особенностям и возможностям детей.
Научности — предлагаемый материал
соответствует современным представлениям об опытно-экспериментальной
деятельности детей дошкольного возраста.
Занимательности — собранный материал
изложен в занимательной, игровой форме.
Интеграции — опытно-экспериментальная
деятельность детей тесно связана с другими видами детской деятельности.
Развивающего обучения — способствует
развитию личности ребёнка.
Образовательная деятельность согласно
перспективному плану в любой возрастной группе осуществляется 1 раз в
неделю (4 раза в месяц) и реализуются как в совместной
деятельности ребёнка и взрослого, так и в самостоятельной деятельности.
Тематический план представлен в Приложении.
При организации опытно-экспериментальной
деятельности наши
педагоги используют следующие формы работы
с детьми:
- непосредственно образовательная деятельность;
- беседы познавательного характера;
- дидактические и развивающие игры и упражнения;
- коллекционирование;
- эксперименты и опыты;
- рассматривание картин, альбомов, фото,
иллюстраций, коллекций;
- наблюдения за живыми объектами и явлениями
природы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- работа в уголках природы;
- экологическая тропа;
- акции добрых дел;
- конкурсы исследовательских работ;
- проекты;
- праздники и развлечения и др.
В процессе экспериментирования у детей
формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения
работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения,
доказывать ее правоту, определять причины
неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Интеграция исследовательской работы с
другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой
позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы,
свойствах материалов, веществ.
Для совершенствования профессиональной
компетентности в области опытно-экспериментальной деятельности организуются
разнообразные формы работы с педагогами:
- тематические педагогические советы;
- семинары и семинары-практикумы;
- деловые игры;
- конференции;
- круглые столы;
- заседания;
- методические часы;
- консультации;
- открытые просмотры;
- смотры-конкурсы центров в группах;
- исследовательские работы;
- тематические проверки;
- методические тематические выставки;
- педагогические тренинги и т.д.
Проблема развития естественно-научных
представлений у детей дошкольного возраста способствовала созданию комплекта
консультаций и методических рекомендаций для педагогического коллектива образовательного
учреждения.
Данные консультации и рекомендации для
воспитателей входят в учебно-методический комплект по данной теме.
Известно, что ни одну воспитательную или
образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с
семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных
беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды
наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к
детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое,
самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Были разработаны консультации и советы
родителям «Как помочь маленькому исследователю», «Не
трогай, не прыгай, не подходи!», «Влияние песочной терапии
на эмоциональное самочувствие детей», картотека элементарных опытов и
экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные
льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое
другое время года, если воду заморозить в холодильнике), «Цветная
вода», «Салют в молоке».
Одним из условий решения задач по
опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация
развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже
с первых минут его жизни. Примером такой развивающей среды стал Центр
опытно-экспериментальной деятельности, оснащенный разнообразным материалом и
оборудованием, где дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми
исследовательскую деятельность. Одна из основных задач Центра — научить детей
задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
При оборудовании Центра
опытно-экспериментальной деятельности учитывались следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- содержательность;
- доступность расположения.
Материал для проведения опытов в Центре
меняется в соответствии с планом работы.
Обобщив результаты своей работы по
созданию Центра опытно-экспериментальной деятельности, были составлены
методические рекомендации для педагогического коллектива учреждения «Создание
предметно-развивающей среды для развития познавательной инициативы дошкольников
в процессе исследовательской и проектной деятельности», где
представлено содержание материла и оборудования для исследовательских центров
всех возрастных групп. Данные рекомендации также входят в учебно-методический
комплект по данной теме.
В работе по опытно-экспериментальной
деятельности в нашем дошкольном учреждении используются разнообразные формы и
методы в комплексе. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также
характером воспитательно-образовательных задач. Мы всегда помним, что у ребенка
должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной
деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети
начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.12.2022
Дата обновления: 05.12.2022
Дата публикации: 10.10.2022