Формирование представлений об окружающем мире: природа, экология, техника и технологии

10.10.2022

Расскажи-и я забуду,
Покажи — и я запомню,
Дай попробовать — и я пойму.
(Китайская пословица)

Дошкольный возраст ребенка — это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого — наиболее полно раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить. 

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний.

 

В дошкольном возрасте заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Задача педагога — не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать образовательную деятельность по ознакомлению детей с окружающим миром таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.

Актуальность определяется теоретическим и практическим значением проблемы развития у детей естественно-научных представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, не разработанностью вопросов развития у детей элементарных естественно-научных представлений, отсутствием четко системы обучения дошкольников доступным для данного возраста явлениям неживой природы, внешними свойствами, внутренними связями и отношениями.

Объектом исследования является процесс развития естественнонаучных представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — использование опытно-экспериментальной деятельности для развития естественно-научных представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста.

Целью работы является разработка методического комплекта по развитию у детей естественно-научных представлений через опытно-экспериментальную деятельность.

Объект, предмет и цель определяют задачи:

1.     Изучить значимость формирования у дошкольников естественно — научных представлений об окружающем мире.

2.     Определить особенности опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

3.     Разработать и апробировать методический комплекс по развитию у детей естественно-научных представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность. 

При изучении материала, разработке перспективных планов, картотеки дидактических игр, консультаций и рекомендаций для родителей и воспитателей по данной теме, использовались следующие программы и методики:

  • «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
  • «Ребёнок в мире поиска» О.В. Дыбиной;
  • «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В.;
  • «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему» Зубковой Н. М.;
  • «Секреты знакомых предметов» (опыты и эксперименты для детей) Шапиро А. И.;
  • «Методика проведения учебных исследований в детском саду» Савенкова А. И.;
  • «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Иванова А. И.

Практическая значимость работы: материал, изложенный в данной работе, может быть использован воспитателями дошкольных учреждений для развития у детей естественно-научных представлений об окружающем мире,

 

 

Этапы работы по данной теме:

1.     этап — аналитический (изучение психолого-педагогической литературы, имеющейся методической литературы в ДОУ, анализ состояния проблемы в группах и т.д.).

2.     этап – информационный (работа с педагогическим коллективом и родителями воспитанников, составление сборников консультаций, разработка методических рекомендаций).

3.     этап — деятельностный (разработка перспективных планов, проведение соответствующей образовательной деятельности с детьми).

4.     этап — диагностически (качественный и количественный анализ проделанной работы, оформление материалов).

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1.     живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);

2.     неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);

3.     человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)

После изучения имеющегося материала по данной теме, была разработана модель развития естественно-научных представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность. 

Для решения целей, поставленных в начале исследования, были разработаны перспективные планы по развитию у детей естественнонаучных представлений по всем возрастным группам (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы), которые включают в себя:

1.     экспериментальная деятельность, организованная педагогом;

2.     познавательную образовательную деятельность с элементами экспериментирования;

3.     демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;Хочу такой сайт

4.     долгосрочные наблюдения-эксперименты. 

Основной целью разработанных перспективных планов является:

  • расширить перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

- поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость и самостоятельность.

Перспективный план основан на следующих принципах:

Доступности — содержание образовательной деятельности соответствует возрастным особенностям и возможностям детей.

Научности — предлагаемый материал соответствует современным представлениям об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Занимательности — собранный материал изложен в занимательной, игровой форме.

Интеграции — опытно-экспериментальная деятельность детей тесно связана с другими видами детской деятельности.

Развивающего обучения — способствует развитию личности ребёнка. 

Образовательная деятельность согласно перспективному плану в любой возрастной группе осуществляется 1 раз в неделю (4 раза в месяц) и реализуются как в совместной деятельности ребёнка и взрослого, так и в самостоятельной деятельности. Тематический план представлен в Приложении.

При организации опытно-экспериментальной деятельности наши

педагоги используют следующие формы работы с детьми:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы познавательного характера;
  • дидактические и развивающие игры и упражнения;
  • коллекционирование;
  • эксперименты и опыты;
  • рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций, коллекций;
  • наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
  • экскурсии и целевые прогулки;
  • работа в уголках природы;
  • экологическая тропа;
  • акции добрых дел;
  • конкурсы исследовательских работ;
  • проекты;
  • праздники и развлечения и др.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения,

доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Для совершенствования профессиональной компетентности в области опытно-экспериментальной деятельности организуются разнообразные формы работы с педагогами:

  • тематические педагогические советы;
  • семинары и семинары-практикумы;
  • деловые игры;
  • конференции;
  • круглые столы;
  • заседания;
  • методические часы;
  • консультации;
  • открытые просмотры;
  • смотры-конкурсы центров в группах;
  • исследовательские работы;
  • тематические проверки;
  • методические тематические выставки;
  • педагогические тренинги и т.д.

Проблема развития естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста способствовала созданию комплекта консультаций и методических рекомендаций для педагогического коллектива образовательного учреждения.

Данные консультации и рекомендации для воспитателей входят в учебно-методический комплект по данной теме.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. 

Были разработаны консультации и советы родителям «Как помочь маленькому исследователю»«Не трогай, не прыгай, не подходи!»«Влияние песочной терапии на эмоциональное самочувствие детей», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике)«Цветная вода»«Салют в молоке»

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Примером такой развивающей среды стал Центр опытно-экспериментальной деятельности, оснащенный разнообразным материалом и оборудованием, где дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми исследовательскую деятельность. Одна из основных задач Центра — научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

При оборудовании Центра опытно-экспериментальной деятельности учитывались следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • содержательность;
  • доступность расположения.

Материал для проведения опытов в Центре меняется в соответствии с планом работы.

Обобщив результаты своей работы по созданию Центра опытно-экспериментальной деятельности, были составлены методические рекомендации для педагогического коллектива учреждения «Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе исследовательской и проектной деятельности», где представлено содержание материла и оборудования для исследовательских центров всех возрастных групп. Данные рекомендации также входят в учебно-методический комплект по данной теме.

В работе по опытно-экспериментальной деятельности в нашем дошкольном учреждении используются разнообразные формы и методы в комплексе. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Мы всегда помним, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.12.2022

Дата обновления: 05.12.2022

Дата публикации: 10.10.2022

Наверх

Грамоты 2023

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».