11.11.2022
Формирование
математических представлений
Образовательная программа «Моя математика» позволяет обеспечить
познавательное развитие детей, гибко используя разнообразны формы работы,
принятые в современной дошкольной педагогике. При этом программа также ориентирована
на формирование у детей элементарных математических понятий и
представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной
школы: о количественном и порядковом числе, величине, измерении и сравнении
величин, пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями
действительности
Особенности содержания программы и его реализации
В курсе выделяются несколько содержательных математических линий.
1. Числа.
Понятие натурального числа является одним из основных понятий математики.
Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического
оперирования множествами и величинами: в процессе счёта предметов и в процессе
измерения величин. Работа производится с использованием различных наглядных
средств. Формирование представлений о количественном числе происходит на основе
действия замещения. В качестве предметов-заместителей или анализаторов
используются как карточки с наглядным изображением реальных объектов, так и их
абстрактные заместители (фишки, различные геометрические фигуры, счётные
палочки и т.д.). В процессе счёта происходит отбор необходимого количества
заместителей путём соотнесения каждого предмета и заместителя (дети называют
один предмет и выкладывают перед собой один заместитель, т.е. устанавливают
соответствие предметов и их заместителей). На основе наглядных моделей
формируется представление о количественных отношениях (поровну, больше,
меньше). Запись полученных чисел производится с помощью точек на числовых
карточках. В процессе пересчёта предметов в какой-либо группе формируются
представления о порядковом числе (каждому предмету при пересчёте присваивается
его номер в группе). Из известных детям натуральных чисел от 1 до 10
выстраивается ряд, рассматриваются понятия следующего и предыдущего числа.
Выделенные величины измеряются с помощью различных мерок (полосок бумаги,
шагов, мерных стаканчиков и т.д.), и результаты измерения фиксируются с помощью
числовой карточки. Эта работа позволяет сформировать у детей представление о
числе как мере величины и о зависимости между выбранной меркой и полученным в
результате измерения числом (чем мерка меньше, тем мера (число) больше и
наоборот).
Важное место в подготовительном курсе математики занимают
практические действия над группами предметов: объединение групп предметов
(частей) в целое, выделение из группы предметов (целого) некоторой её части,
разбиение данного множества на классы. В ходе этой работы вводятся понятия
целого и части, при этом каждая из выделенных групп предметов описывается
соответствующей числовой карточкой. Таким образом, закладывается основа для
формирования представлений о смысле операций сложения и вычитания. Здесь же
формируются представления о составе чисел от 2 до 10 из двух меньших чисел.
2. Величины.
Величина также является одним из основных понятий математики. У
детей формируются представления о таких величинах, как длина, объём, масса.
Дети обучаются выделять, наряду с другими, то свойство предмета, которое
является величиной, используя для обозначения величин специальные значки-символы.
Общие этапы работы с величинами:
а) выясняются и уточняются представления
детей о выделенной величине на основе их жизненного опыта;
б) две однородные величины сравниваются
визуально, путём наложения, приложения, с помощью ощущений;
в) три–пять однородных величин
сравниваются и ранжируются от меньшей к большей и наоборот;
г) выбранная величина измеряется с помощью
произвольно выбранной мерки, и результат измерения фиксируется с помощью
числовой карточки.
3. Простые арифметические задачи на
сложение и вычитание.
В начальном курсе математики важнейшее
место занимают текстовые задачи. На этапе дошкольного образования дети не
работают с письменными текстами задач. В основе умения решать задачи лежит
умение составлять математические рассказы на основе реальных или разыгранных
сюжетов, рисунков, схематических рисунков и отвечать на поставленный
воспитателем вопрос, требующий фактически решения арифметической задачи.
Общие этапы работы с арифметическими
задачами:
а) Выполняя практические действия с реальными
предметами, дети комментируют свои действия.
б) От практических действий с предметами
дети переходят к выполнению действий «по представлению», с опорой на такие
рисунки, которые также дают возможность усмотреть и пересчитать данные и
искомые величины. При этом дети выделяют данные величины и составляют по ним
рассказ.
в) Инсценирование задач, когда воспитатель
рассказывает некий сюжет, дети изображают его, а затем отвечают на поставленный
вопрос.
4. Элементы геометрии.
На этапе дошкольного образования у детей
формируются представления о таких плоских геометрических фигурах, как круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник, как целостных объектов, без выделения их
существенных признаков. Рассматриваются прямые и кривые линии и отрезки. Дети
учатся узнавать и называть эти геометрические фигуры, многократно производя
практические действия по разбиению множеств этих фигур на классы, выстраивая из
них различные узоры (закономерности), отыскивая среди множества фигур заданную
фигуру и т.д. Геометрические фигуры используются в курсе дошкольной подготовки
также в качестве предметов-заместителей при работе с числами.
5. Элементы логического мышления.
Задания на развитие логического мышления
впервые даются в старшем дошкольном возрасте, т.к. именно в это время у большинства
детей возникают возможности для работы с ними. Задания направлены на развитие
ассоциативного мышления (объединение предметов в группы по их назначению,
происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них
ассоциаций), простейшие логические построения (закономерности из геометрических
фигур), начало формирования у детей представлений об отношениях между более
общими (родовыми) понятиями и более частными (видовыми) понятиями на основе
моделей (кругов Эйлера). При этом рассматриваются только отношения соподчинения
(полного включения) видового понятия и родового; сначала – знакомство с двумя
степенями соподчинения (множество берёз является подмножеством множества
лиственных деревьев), а затем с тремя степенями (деревья, лиственные деревья,
берёзы).
6. Ознакомление с пространственными и
временными отношениями.
Во всех областях человеческой деятельности
важным является умение ориентироваться в пространстве и времени. На этапе
дошкольного образования формируются пространственные представления:
«слева–справа», «вверху–внизу», «впереди–сзади», «близко–далеко», «выше–ниже» и
т.д. Дети учатся читать пространственные планы на основе замещения и
моделирования, учатся находить своё место на плане, определять своё положение в
пространстве относительно другого лица или предмета, располагать предметы на
рисунке и в таблице по заданным между ними отношениям. У детей формируются
временные представления «утро–день– вечер–ночь»; «вчера», «сегодня», «завтра»,
«раньше», «позже». Они учатся ориентироваться в последовательности дней недели,
времён года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составлять рассказы
по сюжетным картинкам.
7. Моделирование.
В процессе этой работы дети учатся
воспроизводить простейшие наглядные модели реальных объектов из плоских
геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков (ёлочка из треугольников и
прямоугольника, домик и т.д.), учатся моделировать новые геометрические фигуры
(создавать собственные фигуры из имеющихся и придумывать собственные названия
для них). В процессе выполнения игровых заданий дети знакомятся со свойствами
объёмных геометрических тел: сначала создают несложные конструктивные
постройки, а в старшем возрасте учатся использовать (читать) чертежи при
конструировании.
В основу программы заложен принцип
построения содержания «по спирали». На каждой из ступеней дошкольного
образования рассматривается один и тот же основной круг понятий, но на другом
уровне сложности. Таким образом происходит постоянное продвижение ребёнка
вперёд.
Содержание программы полностью реализовано
в пособиях «Моя математика» авторов М.В. Корепанова, С.А Козлова, О.В. Пронина,
издательство «Баласс».
Цели данной образовательной программы:
Первая цель образовательной программы «Моя
математика» для дошкольников – научить детей объяснять, обосновывать свои
действия в процессе выполнения заданий, осмыслять и обобщать свой
познавательный опыт, привлекая к этой работе всех, кто может и хочет в этом
помочь. Здесь очень важна правильно организованная коммуникация, взаимодействие
детей друг с другом, взрослыми, а также работа с доступными дошкольникам
источниками информации.
Вторая цель – способствовать личностному
развитию дошкольников, т.е. оказывать им помощь в формировании интеллектуальных
возможностей, способствовать развитию наглядно-образного, а затем и
элементарного абстрактного и логического мышления.
Третья цель программы – способствовать освоению
ребёнком родного языка, помогать детям овладеть им на сообразном данному
возрасту уровне.
Методика проведения занятий, формы работы
по образовательной программе «Моя математика» для дошкольников
Цели и задачи программы определяют и
методику проведения занятий и формы работы.
1-й этап – введение в игровую ситуацию.
Актуализация имеющихся у детей знаний. Воспитатель (взрослый) предлагает правила
игры, инициирует их обсуждение. На основании хода размышлений детей воспитатель
оценивает их представления о рассматриваемом материале.
2-й этап – мотивационная игра. Дети под
руководством воспитателя (взрослого) вовлекаются в игру, которая мотивирует их
(«мы это умеем!»). Однако, наряду со знакомыми ситуациями в какой-то момент
предлагается незнакомая, что вследствие недостаточности знаний или умений детей
вызывает у них затруднение в игровой ситуации («мы этого ещё не знаем, мы этого
ещё не умеем»).
3-й этап – поиск выхода из затруднения,
или открытие нового. Задавая наводящие вопросы, организовывая исследовательские
действия, педагог помогает детям понять и сформулировать новое для них знание.
4-й этап – самостоятельное применение
«нового» в других игровых ситуациях. Обсудив новое, дети возвращаются к прежней
игре, но с новыми, уточнёнными правилами, либо разыгрывают новую похожую
ситуацию, в которой им пригодятся полученные на занятии знания и умения
5-й этап – повторение и развивающие
задания.
6-й этап – итог занятия. Дети вместе с
педагогом делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового.
Одного занятия (от 10 до 30 минут) в
неделю недостаточно для формирования устойчивых математических представлений.
Поэтому большое значение придаётся продолжению этой работы в самостоятельной
деятельности в детском саду, а также дома с родителями,которые становятся не
сторонними наблюдателями, а полноценными участниками образовательного процесса,
что впоследствии снимает многие проблемы общения родителей с детьми.
Заниматься с детьми следует, соблюдая ряд
условий.
– Занятия должны проходить в спокойной
обстановке.
– Ни одно из достижений ребёнка нельзя
оставить незамеченным.
– В младшем дошкольном возрасте при
обучении какому-либо действию важно уделять внимание непосредственному показу
(как взять карандаш, как раскрашивать или проводить линии и т.п.).
– Взрослые не должны делать или говорить
за ребёнка то, что он уже может сделать или сказать сам.
– Необходимо, чтобы требования к ребёнку
со стороны воспитателей и родителей были одинаковы.
Сроки реализации и организация
деятельности детей (с учётом возраста детей)
Программа «Моя математика» в варианте для
групп подготовки к школе предусмотрена для возраста 6–7 (8) лет – один год
подготовки
Учебно-методический комплект по программе
«Моя математика» для дошкольников включает методические рекомендации для
педагога или родителя и пособия для самостоятельного выполнения заданий каждым
ребёнком для 6–7 (8) лет (авторы М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5–7(8) лет
Общие понятия
Признаки предметов.
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение,
материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам,
сравнение отдельных предметов на основе заданных признаков, разбиение предметов
на группы (классы) в соответствии с выделенными признаками (свойствами).
Отношения.
Сравнение количества предметов в группах: равно, не равно, столько
же, больше, меньше.
Числа от 1 до 10
Натуральное число как результат счёта и мера величины. Модели
чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с
конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно
выбранных мерок. Счёт по образцу и заданному числу с участием анализаторов.
Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух меньших чисел на основе моделирования
отношений между частями и целым. Сравнение числа элементов конечных предметных
множеств.
Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и
предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств
(следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на
один). Различение количественного и порядкового счёта. Счёт в обратном порядке.
Знакомство с элементами арабских цифр.
Величины и их измерение
Величины: длина, масса, объём. Деление объекта на равные части с
помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой,
соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями. Простые арифметические
задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе
предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов. Составление и
решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка, нахождение
разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств;
моделирование отношений между частью и целым – объединение частей в целое,
выделение части из целого. Элементы геометрии. Различение и называние
геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая
линия, отрезок). Моделирование геометрических фигур путём деления их на равные
части и образование новых из частей различных геометрических фигур;
придумывание их названий. Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на
листе бумаги в клетку. Различные виды классификаций геометрических фигур.
Элементы логического мышления Объединение предметов в группы по их назначению,
происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них
ассоциаций. Простейшие логические построения: закономерности из геометрических
фигур. Отношения соподчинения (полного включения) видового понятия и родового.
Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в
пространстве и на плоскости: слева–справа, вверху–внизу, впереди–сзади,
близко–далеко, выше–ниже и т.д. Ориентация в пространстве относительно себя.
Ориентация в пространстве относительно другого лица или предмета. Чтение плана
пространства на основе замещения и моделирования, определение своего места на
плане. Формирование временных представлений: утро, день, вечер, ночь, вчера,
сегодня, завтра, раньше, позже; ориентация в последовательности дней недели,
времён года и месяцев, относящихся к каждому времени года; составление
рассказов по сюжетным картинкам.
Конструирование
Практическое моделирование реальных и
абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из
5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.12.2022
Дата обновления: 05.12.2022
Дата публикации: 11.11.2022