Социально-коммуникативное
развитие
|
Главными
направлениями внутри образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие» являются социальное развитие, коммуникативно-речевое и нравственное
развитие ребёнка.
В
процессе социализации (от лат. socialis – общественный) человек приобретает качества,
ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему
для нормальной жизнедеятельности в обществе.
Социализация
личности может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность
различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного
её воспитания. Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни, в
течение которой человек усваивает образцы поведения в обществе, социальные
нормы и ценности, нормы культуры общества, нормы речевой культуры. В общении
с окружающими ребёнок приобретает социально важный опыт, знания норм и правил
поведения, коммуникативно-речевые умения, которые впоследствии демонстрируют
его культуру поведения в обществе, речевую культуру.
Культура,
выступая как всеобщее явление, воспринимается, осваивается и воспроизводится
каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности в
процессе воспитания, образования и развития. Культура личности служит как
источником личных достижений, так и источником создания культуры коллектива и
культуры общества (Ю.В. Рождественский). Учитывая общеизвестные определения
понятия «культура» («совокупность духовных и материальных ценностей,
накопленных человечеством на протяжении истории»), а также деятельностный
подход к его трактовке, особое внимание следует обращать на роль
образовательной среды в развитии коммуникативной культуры, в воспитании
культуры поведения и социализации ребёнка и влиянии на него окружающих
взрослых и детей.
Культура
поведения – это совокупность сформированных, социально значимых качеств
личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах
нравственности, этики, эстетической культуре.
В
культуре поведения органически слиты культура общения, куль тура внешности,
бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает
культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии. Дети нуждаются в
раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того,
что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям,
иначе они будут видеть в них пустые условности. Культура поведения ребёнка
базируется на знании национальных особенностей культуры поведения человека,
сложившихся в результате нравственного развития многих поколений и являющихся
непременным атрибутом общечеловеческой культуры, на владении правилами
поведения в коллективе, обществе (этикет и речевой этикет), на умении
адекватно соотносить социальные и речевые роли в устной форме коммуникации.
Таким
образом, неотъемлемыми компонентами культуры поведения являются
коммуникативная культура (культура общения, культура речи), поступки человека
(речевые поступки и действия), основанные на нормах морали и нравственности.
Коммуникативная
культура личности формируется с раннего детства, поэтому именно в этот период
необходимо развивать у ребёнка доброжелательность и благодарность,
деликатность и тактичность, скромность и порядочность, понимание того, что
такое хорошо и что такое плохо.
Понятие
коммуникативной культуры неразрывно связано с категорией нравственной культуры.
Нравственная культура личности во многом определяет жизненную
позицию человека, его отношения не только с другими людьми и обществом в
целом, но и с природой. В основе нравственной культуры лежит нравственное
сознание человека, способного различать добро и зло, сознательно делать выбор
в процессе усвоения культурно-исторического опыта (знаний, умений, норм,
ценностей, стилей поведения и т.п.) того общества, к которому он принадлежит,
совершать хорошие поступки (в том числе речевые). Нравственная культура
личности сопряжена с духовно-нравственной культурой, которая зиждется на
таких основных общечеловеческих ценностях и моральных категориях, как добро,
истина, совесть, искренность, любовь, милосердие, сострадание, скромность и
др.
Именно
такая трактовка основных понятий взята за основу при раз работке содержания
работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста в
данной Программе.
В
целом содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
направлено на достижение целей позитивной социализации ребёнка, его
всестороннего личностного развития, раз вития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.
В
процессе коммуникативной деятельности по данному направлению развития у детей
формируются представления о нормах и ценностях, принятых в обществе, –
правилах общения и культуре поведения; воспитываются нравственные
представления, в том числе и о качествах людей; представления об
эмоциональных состояниях, чувствах и эмоциях; развивается эмоциональная
отзывчивость, сопереживание; формируется представление о нормах поведения,
способах разрешения конфликтов; расширяются представления о семье, малой
родине, Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках; закладываются элементарные
представления о государстве, знания основ безопасности в быту, социуме, на
улице, в природе.
Для
обеспечения социально-коммуникативного развития ребёнка педагог должен:
–воспитывать
толерантность по отношению к людям разных национальностей, сверстникам в
группе. Развивать уверенность детей в себе, чувство собственного достоинства;
–создавать
условия, способствующие гармонизации общения детей и взрослых, а также для
коммуникативно-речевого развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями; для развития творческого
потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими
детьми, взрослыми и миром;
–содействовать
созданию обстановки эмоционального и коммуникативно-речевого благополучия,
способствующей полноценному раз витию каждого ребёнка независимо от места
проживания, пола, национальности, языка, социального статуса,
психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей
здоровья), эффективного общения всех участников коммуникации;
–развивать
способность ребёнка адекватно оценивать ситуации общения, чтобы избежать
небезопасных контактов с незнакомыми людьми (например, разговор по телефону,
общение на улице и т.п.);
–воспитывать
у детей способность договариваться, строить дружеские, доброжелательные
отношения, учитывая интересы и чувства других и соблюдая коммуникативно-нравственные
и речевые нормы;
–помогать
ребёнку преодолевать психологический барьер (если он имеет место),
возникающий при общении с разными собеседниками во всевозможных
коммуникативных ситуациях;
–формировать
социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям ребёнка, с учётом
этнокультурной ситуации развития детей, уровня их коммуникативно-речевого
развития;
–помочь освоить
правила поведения на
дорогах, при переходе улиц, перекрёстков. Обучить
детей основам правильного
поведения при встрече с бездомными и незнакомыми животными;
–обращать
внимание детей на роль невербальных средств общения, способствующих
гармонизации общения участников коммуникации (интонационная окраска голоса,
уровень громкости и темп речи, взгляд, улыбка, поза);
–помогать
ребёнку точно, правильно, корректно строить высказывание и вежливо выражать
собственное мнение в критических коммуникативных ситуациях;
–помогать
детям в освоении речевых жанров «приглашение», «поздравление», «извинение» и
других актуальных конкретному возрасту ребёнка и коммуникативной ситуации
речевых жанров.
|
Речевое развитие
|
Коммуникативная
деятельность является одной из главных для речевого развития детей, так как в
ней реализуются практически все задачи речевого развития. Начиная с
младенческого возраста у ребёнка в процессе
коммуникации происходит развитие
понимания речи (а впоследствии
– понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
и фольклора), речевого
внимания, усвоение интонационной и звуковой культуры, развитие
артикуляции, обогащение словаря; постепенно развиваются грамматический строй,
фонетико фонематические процессы, связная диалогическая речь.
В
результате коммуникативной деятельности у детей формируются представления о
речи как средстве общения; о речевом этикете; доступных речевых средствах; о
звуках и их различии (гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные); об
элементах звукового и слогового анализа; о способах согласования слов в
словосочетаниях и конструирования предложений; представления об интонации,
темпе речи, силе и высоте звука, ритме.
Детей
3–4 лет педагог учит развёрнуто отвечать на вопросы; излагать собственные
впечатления, просьбы, жалобы; договариваться, распределять роли; выслушивать
собеседника, не перебивая его. Воспитатель формирует у воспитанников умения
пересказывать сказки и истории, составлять рассказы по серии картинок; связно
и грамматически правильно говорить; выявлять и исправлять намеренные ошибки в
речи воспитателя и непроизвольные ошибки в речи других детей; различать части
речи; умение образования и употребления форм слов, согласования прилагательных
с существительными в роде, числе и падеже; строить фразы с образными
характеристиками; находить точные слова и словосочетания, правильно строить
предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко и
слово-произношения.
Ребёнок
5–6 лет владеет и пользуется речью как средством общения на доступном для
него уровне. Главной задачей педагога является создание условий для
практической реализации детьми своего речевого потенциала. Педагог побуждает
детей обмениваться впечатлениями и информацией; способствует активному и
свободному участию детей в беседах и дискуссиях. Ребёнок уже может со
вниманием относиться к сообщениям; давать развёрнутый ответ на вопрос;
использовать в активной речи тематическую лексику, названия признаков
предметов, действий; расширяет активный словарь; применяет речевой этикет в
общении с окружающими; употребляет многосложные слова; применяет в речи
грамматические умения, обогащает опыт диалогической и монологической речи;
участвует в коллективном рассказе и пересказе по серии картинок; проявляет
инициативу в общении.
У
детей 6–7(8) лет развивается речетворчество, отражающее их коммуникативные
потребности; дети проявляют инициативу в общении, делают самостоятельный
выбор темы для беседы, произвольно включаются в коллективную беседу. Педагог
должен формировать у детей умение регулировать свои речевые действия в
зависимости от социальной роли говорящего (сын, дочь, покупатель, пассажир,
пеше ход и т.д.), так как они определяют характер речевых ролей (например:
речь сына и дочери в ситуации бытового общения будет существенно отличаться
от речи детей в общении с воспитателем или от речи ребёнка в роли покупателя,
пешехода, пассажира). Важно развивать у детей такие виды речевой
деятельности, как слушание и говорение, являющиеся одними из основных в
учебной деятельности будущих первоклассников. Не менее важно воспитывать
ответственное отношение ребёнка к тому, что и как он говорит, формировать
умение соотносить вербальные и невербальные средства общения, чтобы не
обидеть собеседника, а также поддерживать инициативу ребёнка в совершении
речевых поступков.
|
Познавательное развитие
|
В
данном направлении развития коммуникативная деятельность способствует
формированию у детей представлений о себе, других людях, их профессиях, продуктах
их труда; об объектах окружающего мира, их признаках, свойствах и отношениях
объектов окружающего мира; о пространстве и времени, движении и покое; о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии
стран и народов мира.
На
первом этапе дети соотносят объекты окружающего мира со словами языка
(называют объекты окружающего мира); развивается их умение производить
классификацию первичных представлений об окружающем мире; осуществлять
речемыслительную деятельность (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
исключение, моделирование, комбинирование) с наглядным и раздаточным
материалом; подробно словесно описывать предметы и их свойства, выделять
характерные и существенные признаки природных объектов; свободно
ориентироваться в окружающей действительности; наблюдать, исследовать
предметы и явления окружающего мира и излагать в устной речи свои наблюдения.
На
втором этапе ребёнок проявляет любознательность и познавательную мотивацию,
осознаёт свою взаимосвязь с окружающей действительностью; происходит
становление его сознания; ребёнок ориентируется в пространстве, понимает и
интерпретирует содержание рисунка; составляет рассказы по сюжетным картинкам;
активно изучает окружающую среду в различных условиях (общение, про смотр
передач, знакомство с литературой) и излагает свои умозаключения в устной
речи; обобщает, выделяет и называет признаки и особенности предметов,
животных, природных объектов и зон.
На
третьем этапе (творческой реализации знаний и умений) дети, используя
коммуникативные умения, делают открытия и излагают их в устной речи, узнают
что-то новое и используют полученные знания и умения для решения практических
задач.
|