Коммуникативная деятельность

16.11.2022

Коммуникативная деятельность

Коммуникативная деятельность (лат. communicatio – связь; со общение) – это деятельность, предметом которой является другой человек – партнёр по общению. Согласно исследованиям отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.), коммуникативная деятельность выступает в качестве одного из основных условий развития ребёнка, важнейшего фактора формирования его личности; наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.

Понятие коммуникативной деятельности позволяет раскрыть психологическую природу общения. Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Но коммуникативная деятельность играет в этом отношении особую роль, так как она направлена непосредственно на другого человека как на свой предмет, и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения.

С точки зрения М.И. Лисиной, общение и коммуникативную деятельность можно рассматривать как тождественные понятия. Иными словами, коммуникативная деятельность сводится к сложной многоканальной системе взаимодействия людей, которая требует оценки себя и партнёров и создаёт для неё оптимальные возможности. Она имеет свои структурные специфические компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства.

Коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение. Понимание предмета коммуникативной деятельности приводит к выводу о том, что мотивы общения воплощаются или «опредмечиваются» в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих. Коммуникативное действие – целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него. Выделяются две основные категории коммуникативных, адресованных другому человеку действий: инициативные и ответные действия. Коммуникативные операции – это средства общения, с помощью которых осуществляются коммуникативные действия. Выделяются три группы средств общения: экспрессивно-мимические, преобразованные предметные действия, вербальные. Продукты коммуникативной деятельности – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. К ним относится прежде всего «общий результат», а также взаимоотношения и, главное, образ самого себя и других людей – участников общения (А.Г. Рузская).

 Особенности коммуникативной деятельности дошкольников

В возрасте 3–4 лет при активном участии взрослого у дошкольников развиваются умения оказывать участие и поддержку (словесную и деятельную) сверстникам и младшим в различных ситуациях, проявлять заботу и участие к окружающим; согласовывать свои действия с действиями партнёров в совместных играх; дети получают и транслируют  словесное  представление  о  нравственных  качествах  людей, их эмоциональных состояниях; учатся быть вежливыми, оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение сверстников, соотносить свои поступки с нормами и правилами поведения; давать нравственную оценку поступкам литературных персонажей, героям детских фильмов, а также собственным поступкам; анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на них, выбирать адекватный выход; проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей, сверстникам в группе.

На 5–6 году жизни ребёнок активно усваивает моральные нормы и ценности, принятые в обществе; устойчиво проявляет их и правила поведения в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми; соблюдает правила вежливого общения, радуется успехам и сопереживает неудачам товарищей; проявляет внимание и участие к окружающим, уважение к старшим; у ребёнка сформированы морально нравственные навыки (отзывчивость, терпимость, дружелюбие; способность оказать взаимную помощь и поддержку, договариваться, строить дружеские, доброжелательные отношения, учитывая интересы и чувства других и соблюдая коммуникативно-нравственные и речевые нормы); проявляется самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий; имеется устойчивое представление о положительных и отрицательных качествах и личная нацеленность на положительные качества; ребёнок компетентен в своих увлечениях, переживаниях, особенностях характера, отношениях ко взрослым и сверстникам; он гордится своей семьёй; стремится быть полезным своей семье, ближайшему окружению, своей Родине.

К 6–7(8) годам у ребёнка происходит развитие социального и эмоционального интеллекта, переход от эмоционально-непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям. Формируется произвольность поведения, ребёнок инициирует совместную игровую деятельность в рамках образовательной среды, соблюдая правила общения и речевые нормы.

Именно развитие коммуникативной деятельности, а также умение ребёнка активно включаться в неё и есть необходимое условие успешности учебной деятельности, важнейшее направление социально-личностного развития.


Коммуникативная деятельность как «сквозной механизм развития ребёнка»

Образовательные области

Содержание

Социально-коммуникативное развитие

 

Главными направлениями внутри образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» являются социальное развитие, коммуникативно-речевое и нравственное развитие ребёнка.

В процессе социализации (от лат. socialis – общественный) человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Социализация личности может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного её воспитания. Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни, в течение которой человек усваивает образцы поведения в обществе, социальные нормы и ценности, нормы культуры общества, нормы речевой культуры. В общении с окружающими ребёнок приобретает социально важный опыт, знания норм и правил поведения, коммуникативно-речевые умения, которые впоследствии демонстрируют его культуру поведения в обществе, речевую культуру.

Культура, выступая как всеобщее явление, воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности в процессе воспитания, образования и развития. Культура личности служит как источником личных достижений, так и источником создания культуры коллектива и культуры общества (Ю.В. Рождественский). Учитывая общеизвестные определения понятия «культура» («совокупность духовных и материальных ценностей, накопленных человечеством на протяжении истории»), а также деятельностный подход к его трактовке, особое внимание следует обращать на роль образовательной среды в развитии коммуникативной культуры, в воспитании культуры поведения и социализации ребёнка и влиянии на него окружающих взрослых и детей.

Культура поведения – это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

В культуре поведения органически слиты культура общения, куль тура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии. Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Культура поведения ребёнка базируется на знании национальных особенностей культуры поведения человека, сложившихся в результате нравственного развития многих поколений и являющихся непременным атрибутом общечеловеческой культуры, на владении правилами поведения в коллективе, обществе (этикет и речевой этикет), на умении адекватно соотносить социальные и речевые роли в устной форме коммуникации.

Таким образом, неотъемлемыми компонентами культуры поведения являются коммуникативная культура (культура общения, культура речи), поступки человека (речевые поступки и действия), основанные на нормах морали и нравственности.

Коммуникативная культура личности формируется с раннего детства, поэтому именно в этот период необходимо развивать у ребёнка доброжелательность и благодарность, деликатность и тактичность, скромность и порядочность, понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.

Понятие коммуникативной культуры неразрывно связано с категорией  нравственной  культуры.  Нравственная  культура  личности во многом определяет жизненную позицию человека, его отношения не только с другими людьми и обществом в целом, но и с природой. В основе нравственной культуры лежит нравственное сознание человека, способного различать добро и зло, сознательно делать выбор в процессе усвоения культурно-исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей поведения и т.п.) того общества, к которому он принадлежит, совершать хорошие поступки (в том числе речевые). Нравственная культура личности сопряжена с духовно-нравственной культурой, которая зиждется на таких основных общечеловеческих ценностях и моральных категориях, как добро, истина, совесть, искренность, любовь, милосердие, сострадание, скромность и др.

Именно такая трактовка основных понятий взята за основу при раз работке содержания работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста в данной Программе.

В целом содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, раз вития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.

В процессе коммуникативной деятельности по данному направлению развития у детей формируются представления о нормах и ценностях, принятых в обществе, – правилах общения и культуре поведения; воспитываются нравственные представления, в том числе и о качествах людей; представления об эмоциональных состояниях, чувствах и эмоциях; развивается эмоциональная отзывчивость, сопереживание; формируется представление о нормах поведения, способах разрешения конфликтов; расширяются представления о семье, малой родине, Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; закладываются элементарные представления о государстве, знания основ безопасности в быту, социуме, на улице, в природе.

Для обеспечения социально-коммуникативного развития ребёнка педагог должен:

–воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей, сверстникам в группе. Развивать уверенность детей в себе, чувство собственного достоинства;

–создавать условия, способствующие гармонизации общения детей и взрослых, а также для коммуникативно-речевого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; для развития творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

–содействовать созданию обстановки эмоционального и коммуникативно-речевого благополучия, способствующей полноценному раз витию каждого ребёнка независимо от места проживания, пола, национальности, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), эффективного общения всех участников коммуникации;

–развивать способность ребёнка адекватно оценивать ситуации общения, чтобы избежать небезопасных контактов с незнакомыми людьми (например, разговор по телефону, общение на улице и т.п.); Хочу такой сайт

–воспитывать у детей способность договариваться, строить дружеские, доброжелательные отношения, учитывая интересы и чувства других и соблюдая коммуникативно-нравственные и речевые нормы;

–помогать ребёнку преодолевать психологический барьер (если он имеет место), возникающий при общении с разными собеседниками во всевозможных коммуникативных ситуациях;

–формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребёнка, с учётом этнокультурной ситуации развития детей, уровня их коммуникативно-речевого развития;

–помочь  освоить  правила  поведения  на  дорогах,  при  переходе улиц,  перекрёстков.  Обучить  детей  основам  правильного  поведения при встрече с бездомными и незнакомыми животными;

–обращать внимание детей на роль невербальных средств общения, способствующих гармонизации общения участников коммуникации (интонационная окраска голоса, уровень громкости и темп речи, взгляд, улыбка, поза);

–помогать ребёнку точно, правильно, корректно строить высказывание и вежливо выражать собственное мнение в критических коммуникативных ситуациях;

–помогать детям в освоении речевых жанров «приглашение», «поздравление», «извинение» и других актуальных конкретному возрасту ребёнка и коммуникативной ситуации речевых жанров.

Речевое развитие

 

Коммуникативная деятельность является одной из главных для речевого развития детей, так как в ней реализуются практически все задачи речевого развития. Начиная с младенческого возраста у ребёнка  в  процессе  коммуникации  происходит  развитие  понимания  речи (а впоследствии – понимание на слух текстов различных жанров детской  литературы  и  фольклора),  речевого  внимания,  усвоение  интонационной и звуковой культуры, развитие артикуляции, обогащение словаря; постепенно развиваются грамматический строй, фонетико фонематические процессы, связная диалогическая речь.

В результате коммуникативной деятельности у детей формируются представления о речи как средстве общения; о речевом этикете; доступных речевых средствах; о звуках и их различии (гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные); об элементах звукового и слогового анализа; о способах согласования слов в словосочетаниях и конструирования предложений; представления об интонации, темпе речи, силе и высоте звука, ритме.

Детей 3–4 лет педагог учит развёрнуто отвечать на вопросы; излагать собственные впечатления, просьбы, жалобы; договариваться, распределять роли; выслушивать собеседника, не перебивая его. Воспитатель формирует у воспитанников умения пересказывать сказки и истории, составлять рассказы по серии картинок; связно и грамматически правильно говорить; выявлять и исправлять намеренные ошибки в речи воспитателя и непроизвольные ошибки в речи других детей; различать части речи; умение образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; строить фразы с образными характеристиками; находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко и слово-произношения.

Ребёнок 5–6 лет владеет и пользуется речью как средством общения на доступном для него уровне. Главной задачей педагога является создание условий для практической реализации детьми своего речевого потенциала. Педагог побуждает детей обмениваться впечатлениями и информацией; способствует активному и свободному участию детей в беседах и дискуссиях. Ребёнок уже может со вниманием относиться к сообщениям; давать развёрнутый ответ на вопрос; использовать в активной речи тематическую лексику, названия признаков предметов, действий; расширяет активный словарь; применяет речевой этикет в общении с окружающими; употребляет многосложные слова; применяет в речи грамматические умения, обогащает опыт диалогической и монологической речи; участвует в коллективном рассказе и пересказе по серии картинок; проявляет инициативу в общении.

У детей 6–7(8) лет развивается речетворчество, отражающее их коммуникативные потребности; дети проявляют инициативу в общении, делают самостоятельный выбор темы для беседы, произвольно включаются в коллективную беседу. Педагог должен формировать у детей умение регулировать свои речевые действия в зависимости от социальной роли говорящего (сын, дочь, покупатель, пассажир, пеше ход и т.д.), так как они определяют характер речевых ролей (например: речь сына и дочери в ситуации бытового общения будет существенно отличаться от речи детей в общении с воспитателем или от речи ребёнка в роли покупателя, пешехода, пассажира). Важно развивать у детей такие виды речевой деятельности, как слушание и говорение, являющиеся одними из основных в учебной деятельности будущих первоклассников. Не менее важно воспитывать ответственное отношение ребёнка к тому, что и как он говорит, формировать умение соотносить вербальные и невербальные средства общения, чтобы не обидеть собеседника, а также поддерживать инициативу ребёнка в совершении речевых поступков.

Познавательное развитие

 

В данном направлении развития коммуникативная деятельность способствует формированию у детей представлений о себе, других людях, их профессиях, продуктах их труда; об объектах окружающего мира, их признаках, свойствах и отношениях объектов окружающего мира; о пространстве и времени, движении и покое; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

На первом этапе дети соотносят объекты окружающего мира со словами языка (называют объекты окружающего мира); развивается их умение производить классификацию первичных представлений об окружающем мире; осуществлять речемыслительную деятельность (анализ, синтез, сравнение, обобщение, исключение, моделирование, комбинирование) с наглядным и раздаточным материалом; подробно словесно описывать предметы и их свойства, выделять характерные и существенные признаки природных объектов; свободно ориентироваться в окружающей действительности; наблюдать, исследовать предметы и явления окружающего мира и излагать в устной речи свои наблюдения.

На втором этапе ребёнок проявляет любознательность и познавательную мотивацию, осознаёт свою взаимосвязь с окружающей действительностью; происходит становление его сознания; ребёнок ориентируется в пространстве, понимает и интерпретирует содержание рисунка; составляет рассказы по сюжетным картинкам; активно изучает окружающую среду в различных условиях (общение, про смотр передач, знакомство с литературой) и излагает свои умозаключения в устной речи; обобщает, выделяет и называет признаки и особенности предметов, животных, природных объектов и зон.

На третьем этапе (творческой реализации знаний и умений) дети, используя коммуникативные умения, делают открытия и излагают их в устной речи, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения практических задач.

 

Художественно-эстетическое развитие

 

По данному направлению развития в ходе коммуникативной деятельности у детей формируются представления о произведениях искусства (словесного – художественная литература, фольклор; музыкального, изобразительного), о мире природы (растения, животные), о мире предметов (игрушки); элементарные представления о видах искусства; о персонажах художественных произведений, об элементарных техниках и приёмах отражения мира.

На первом этапе (репродуктивном, при активном участии взрос лого) у детей развиваются умения слушать произведения художественной литературы; сопереживать персонажам художественных произведений; отражать красоту объектов окружающего мира, пользуясь изученными техниками и приёмами.

На втором этапе (самостоятельного использования хорошо известных алгоритмов, правил и т.д.) дети проявляют эстетическое отношение к окружающему миру, демонстрируют восприятие и понимание произведений искусства; эмоциональную отзывчивость на доступные для их восприятия произведения искусства; осознают красоту окружающих предметов (игрушки, окружающие предметы и объекты искусства), объектов природы (растения, животные).

На третьем этапе (творческой реализации знаний и умений) дети осуществляют самостоятельную творческую деятельность (изобрази тельную, конструктивно-модельную, музыкальную и др.).

Физическое развитие

 

В данном направлении развития в ходе коммуникативной деятельности у детей формируются представления о правилах выполнения основных движений, не наносящих ущерба организму; правилах подвижных игр и проч.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.12.2022

Дата обновления: 02.12.2022

Дата публикации: 16.11.2022

Наверх

Грамоты 2023

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».