26.01.2022
Республика Бурятия Администрация г Улан-Удэ Комитет по образованию |
Буряад Республика Улаан-Yдэ хотын захиргаан hуралсалай талаар хороон |
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский
сад №89 «Журавлёнок» компенсирующего
вида г. Улан – Удэ»
670034, г. Улан-Удэ, ул.
Пржевальского,2а тел./факс
8(3012)44-64-00, тел.: (83012)44-63-00
эл/ почта: zhuravlenok89@yandex.ru
Паспорт проекта
МУЗЫКАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ГАРМОНИЯ МУЗЫКИ И ПРИРОДЫ»
для подготовительной к школе группе №11 «Родничок»
Творческий
музыкальный проект
Организатор:
Музыкальный руководитель – Иванова Анна Анатольевна
Руководители: музыкальный руководитель – Иванова
А.А., воспитатель – Амагаланова Ц.-Б. Э.
Название проекта: «Гармония музыки и природы»
Тип проекта: Творческий музыкальный
Участники: Воспитатель
группы, музыкальный руководитель, дети группы "Родничок",
родители.
Место проведения: Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский
сад №89 «Журавлёнок» компенсирующего
вида г. Улан – Удэ»
Продолжительность проекта: средняя продолжительность
Сроки реализации: январь 2021 - апрель 2021
Итоговое мероприятие: театрализованная
постановка «Лесные истории»
«Красота музыки имеет своим источником
красоту окружающего мира. Пусть
ребенок
чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в
его сердце и в памяти навсегда
сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.»
В. А. Сухомлинский
Актуальность
выбранной темы:
Дошкольное детство - пора наиболее
оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и
любить искусство, но и через музыку,
живопись, литературу видеть прекрасное в окружающем нас мире. Первостепенное
значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира
имеет музыка. Недаром
тема природы издавна привлекала
музыкантов. Ещё древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, с
развитием цивилизации эта связь разрушилась, но человек начал размышлять о том,
в каких отношениях с природой он
находится. Тема природы по-разному
проявлялась в живописи, в стихах и музыкальных произведениях
разных периодов, направлений. Природа дарила звуки, которые
слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, шуршании листвы,
завывании вьюги. Эти звуки нашли воплощение в лучших произведениях музыкального искусства разных
эпох. Музыка выполнила роль
ключа, который открывает мир, объединяя видимое и слышимое, расширяя границы
интеллекта и чувства.
Сложная экологическая обстановка в мире, её
тяжёлые последствия, экология
родного края, засорённость среды обитания - всё это вызывает
необходимость способствовать экологическому образованию
детей начиная с малых лет. Экологическое
воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное
значение для всего общества:
своевременно закладываются основы экологической культуры
в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная
часть взрослого населения страны— работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно,
имеет значение для всеобщей экологизации
сознания и мышления. Чтобы этот процесс был увлекательным и
познавательным для детей, целесообразно использовать средства музыкального воспитания в
формировании их экологических
знаний. Приобщение детей к живописи, литературе, классической музыке во взаимосвязи с экологией - тема
новая, и, несомненно, очень интересная.
Для
более эффективной работы по экологическому
воспитанию дошкольников на музыкальных занятиях был
разработан проект «Гармония музыки и
природы». Приобщить ребёнка к миру природы, воспитать бережное и
заботливое отношение к ней – важнейшие задачи данного проекта.
Для
детей:
Цель проекта:
Содействовать
развитию у детей экологических культуры
средствами классической музыки,
живописи и литературы, представляющими образы природы в разное время года. Воспитывать у детей чувство
причастности к окружающей их красоте природы, формировать внимательное, заботливое, бережное отношение
к окружающему миру природы.
Задачи проекта:
1. Образовательные:
• познакомить с разнообразием
растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
• вовлекать в природоохранительную деятельность;
• формировать навыки исследовательской
деятельности;
• развивать умения и навыки работы с
природным материалом.
2. Развивающие:
• развивать умение сравнивать и
анализировать;
• знакомить с лекарственными травами
нашего края;
• развивать первоначальные умения и
навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка
поведения;
• развивать воображение, мышление в
процессе наблюдения, исследования природных объектов;
• развивать умение передавать свои
чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
3. Воспитательные:
• воспитывать коммуникативные навыки,
самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему
живому;
• воспитывать гуманное,
эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и
окружающему миру в целом, природному наследию нашего края.
Для родителей:
Практика показывает: если
родители любят природу,
понимают ее, живут с ней в тесном контакте, то и их ребенок активно включается
в окружающую жизнь. Ему близко музыкально-поэтическое
творчество, он умеет фантазировать и импровизировать.
Цель:
привлечение
родителей дошкольников к
жизни детского сада, сотрудничеству, совместному творчеству, к участию в реализации проекта, донести до них важность данной темы и важность роли семьи
в формировании экологической
культуры ребенка.
Задачи:
·
заинтересовать родителей темой проекта, показать важность присутствия
шедевров музыкального,
художественного искусств, литературы в повседневной жизни ребенка, их роли в
восприятии, понимании, переживании ребенком красоты окружающей его природы;
·
привлечь родителей к совместному с
ребенком творческому процессу
в домашних условиях: слушание музыки, рассматривание репродукций картин известных художников,
чтение стихотворений и
как результат – совместная творческая
деятельность (рисование и другие виды
художественного творчества).
Гипотеза:
Входя
в мир природы через
приобщение к разным видам искусства, воспринимая, эмоционально переживая
замысел художника, композитора, поэта, воплощая свои переживания в цвете,
форме, размышляя о природе под
влиянием взрослого, дошкольник обогащает
свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание
созидать, а не разрушать.
Этапы реализации проекта:
1.
Подготовительный этап (теоретический):
определение
педагогом темы, постановка цели и задач, выведение гипотезы, определение
содержания проекта, подбор
методической литературы, разработка занятий по теме проекта, подбор музыкального,
художественного и литературного материала, подготовка необходимых презентаций,
прогнозирование результата.
2.
Основной этап (практический):
проведение
цикла интегрированных занятий в рамках проекта: «Музыка и природа»,«Музыка и цвет», «Зимние узоры», «Все на карнавал!», «Красота родной природы»,«Подснежник»;
просмотр
в свободное от занятий время познавательных мультфильмов из серии «Сказки старого
пианино»: «Антонио Вивальди», «П. И. Чайковский»;
проведение
поэтических экскурсий с целью более полного восприятия произведений русских
поэтов и наблюдения за изменениями в природе в разное время года.
работа
с детьми по подготовке итогового мероприятия – экологического праздника «Земля – наш дом родной!»;
общие
консультации для родителей (в виде папок – передвижек в
групповой комнате):«Музыкальное воспитание и экология», «Рисуем музыку
вместе», «Музыка и экологическое воспитание».
индивидуальные
консультации для родителей с рекомендациями о музыкальном репертуаре для слушания по теме проекта, помощь в подборе поэтического
материала для разучивания с детьми.
«домашние
задания» для детей и родителей: разучивание стихотворений русских поэтов – классиков, совместное
прослушивание произведений русских и зарубежных композиторов – классиков по
рекомендации музыкального
руководителя, выполнение творческих
работ(рисование, лепка и т. д.).
оформление
выставок творческих работ
родителей и детей в рамках проекта.
3.
Заключительный этап:
обобщение
и систематизация полученных детьми знаний (беседы, представление семейных
выставочных работ);
проведение
итогового мероприятия – экологического
праздника «Земля – наш дом родной»
подготовка
отчета о реализации проекта в виде
презентации;
отчет
о проведении проекта на
педагогическом совете ДОУ
Продукт:
Театрализованная
постановка сказки «Лесные истории»
Предполагаемые итоги реализации проекта:
У
детей:
Накопление
детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой в разное время года.
Сформированная
внутренняя установка по отношению к природе и всему живому - «Не навреди!»
Накопление
детьми музыкально-слухового опыта,
его расширение и обогащение в процессе знакомства с произведениями живописи,
литературы и музыки.
Умение
детей воспринимать музыкально-художественный
образ, словами рассказывать про услышанную музыку, умение давать эстетические оценки, высказывать суждения,
соотносить по настроению образы живописи (цвета) и музыки. Речь станет более образной,
активный словарь должен пополниться новыми словами.
Умение
детей понять и через цвет (рисунок) представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения, выразить
свои впечатления.
Развитие
эмоциональной сферы, творческого
мышления, воображения, фантазии.
У
родителей:
Сформированная
потребность совместного с ребенком приобщения к миру природы(прогулки за город, экскурсии в
заповедники и т. д.)
Заинтересованность
родителей в бережном, внимательном отношении детей к мируприроды.
Понимание
важности присутствия в жизни ребенка ИСКУССТВА в разных его проявлениях, как
средство воспитания экологической культуры
и ВОСПИТАНИЯ вообще.
Понимание
значимости для ребенка совместной с взрослыми творческой деятельности.
Вывод:
музыка обладает мощной побудительной
силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает
услышать природу, её
голоса, осознать увиденное и услышанное, воплощать в цвете.
Взаимодействие музыки и изобразительного
искусства на занятиях c экологической
направленностью обогащает дошкольников яркими художественными
впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие их творческих способностей. Дети слушают,
поют, рисуют, прислушиваясь к словам взрослых, размышляют и задумываются о
добром отношении ко всему живому вокруг. А забота об окружающем, тепло,
доброта, уважение и милосердие к миру вокруг - это уже охрана природы. И именно это нужно и цветам,
и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям на планете.
Литература:
Л.
Гераскина «Ожидание чуда» ч. 2, М.,
2007.1982.
О.
П. Радынова «Методические рекомендации» к
программе «Музыкальные шедевры», методические
пособия по темам программы: «Природа и музыка», «Музыка о животных и птицах» М., 2010.
Е.
Минина «Музыкальное развитие детей 5 – 7 лет в детском саду», Ярославль,
2008.
Каплунова
И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» (подготовительная
гр. – программа «Ладушки», «Композитор» - С. - Петербург, 2007)
журналы «Музыкальный
руководитель», «Дошкольное воспитание».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.01.2022
Дата обновления: 22.10.2022
Дата публикации: 26.01.2022