МУЗЫКАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ГАРМОНИЯ МУЗЫКИ И ПРИРОДЫ»

26.01.2022

 

Республика Бурятия

Администрация г Улан-Удэ

Комитет по образованию

 

Буряад Республика

Улаан-Yдэ хотын захиргаан

hуралсалай талаар хороон

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад №89 «Журавлёнок»  компенсирующего вида г. Улан – Удэ»

670034, г. Улан-Удэ,  ул. Пржевальского,2а   тел./факс 8(3012)44-64-00, тел.: (83012)44-63-00

эл/ почта: zhuravlenok89@yandex.ru

 

Паспорт проекта

МУЗЫКАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ГАРМОНИЯ МУЗЫКИ И ПРИРОДЫ»

 для подготовительной к школе группе №11 «Родничок»

Творческий музыкальный проект

Организатор: Музыкальный руководитель – Иванова Анна Анатольевна

Руководители: музыкальный руководитель – Иванова А.А., воспитатель – Амагаланова Ц.-Б. Э.

Название проекта:        «Гармония музыки и природы»

Тип проекта:       Творческий музыкальный

Участники:  Воспитатель группы, музыкальный руководитель, дети группы "Родничок", родители.

Место проведения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад №89 «Журавлёнок»  компенсирующего вида г. Улан – Удэ»

Продолжительность проекта:    средняя продолжительность

Сроки реализации:  январь 2021 - апрель 2021

Итоговое мероприятие:  театрализованная постановка «Лесные истории»

 

«Красота музыки имеет своим источником

красоту окружающего мира. Пусть ребенок

чувствует красоту и восторгается ею, пусть в

его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина.»

В. А. Сухомлинский

Актуальность выбранной темы:

Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить искусство, но и через музыку, живопись, литературу видеть прекрасное в окружающем нас мире. Первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира имеет музыка. Недаром тема природы издавна привлекала музыкантов. Ещё древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась, но человек начал размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Тема природы по-разному проявлялась в живописи, в стихах и музыкальных произведениях разных периодов, направлений. Природа дарила звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, шуршании листвы, завывании вьюги. Эти звуки нашли воплощение в лучших произведениях музыкального искусства разных эпох. Музыка выполнила роль ключа, который открывает мир, объединяя видимое и слышимое, расширяя границы интеллекта и чувства.

Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжёлые последствия, экология родного края, засорённость среды обитания - всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей начиная с малых лет. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны— работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным для детей, целесообразно использовать средства музыкального воспитания в формировании их экологических знаний. Приобщение детей к живописи, литературе, классической музыке во взаимосвязи с экологией - тема новая, и, несомненно, очень интересная.

Для более эффективной работы по экологическому воспитанию дошкольников на музыкальных занятиях был разработан проект «Гармония музыки и природы». Приобщить ребёнка к миру природы, воспитать бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи данного проекта.

 

Для детей:

Цель проекта:

Содействовать развитию у детей экологических культуры средствами классической музыки, живописи и литературы, представляющими образы природы в разное время года. Воспитывать у детей чувство причастности к окружающей их красоте природы, формировать внимательное, заботливое, бережное отношение к окружающему миру природы.

Задачи проекта:

1. Образовательные:

• познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете;

• вовлекать в природоохранительную деятельность;

• формировать навыки исследовательской деятельности;

• развивать умения и навыки работы с природным материалом.

2. Развивающие:

• развивать умение сравнивать и анализировать;

• знакомить с лекарственными травами нашего края;

• развивать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

• развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;

• развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

3. Воспитательные:

• воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;

• воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, природному наследию нашего края.

 

Для родителей:

Практика показывает: если родители любят природу, понимают ее, живут с ней в тесном контакте, то и их ребенок активно включается в окружающую жизнь. Ему близко музыкально-поэтическое творчество, он умеет фантазировать и импровизировать.Хочу такой сайт

 

Цель:

привлечение родителей дошкольников к жизни детского сада, сотрудничеству, совместному творчеству, к участию в реализации проекта, донести до них важность данной темы и важность роли семьи в формировании экологической культуры ребенка.

Задачи:

·        заинтересовать родителей темой проекта, показать важность присутствия шедевров музыкального, художественного искусств, литературы в повседневной жизни ребенка, их роли в восприятии, понимании, переживании ребенком красоты окружающей его природы;

·        привлечь родителей к совместному с ребенком творческому процессу в домашних условиях: слушание музыки, рассматривание репродукций картин известных художников, чтение стихотворений и как результат – совместная творческая деятельность (рисование и другие виды художественного творчества).

 

Гипотеза:

Входя в мир природы через приобщение к разным видам искусства, воспринимая, эмоционально переживая замысел художника, композитора, поэта, воплощая свои переживания в цвете, форме, размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

 

Этапы реализации проекта:

 

1. Подготовительный этап (теоретический):

определение педагогом темы, постановка цели и задач, выведение гипотезы, определение содержания проекта, подбор методической литературы, разработка занятий по теме проекта, подбор музыкального, художественного и литературного материала, подготовка необходимых презентаций, прогнозирование результата.

2. Основной этап (практический):

проведение цикла интегрированных занятий в рамках проекта: «Музыка и природа»,«Музыка и цвет»«Зимние узоры»«Все на карнавал!»«Красота родной природы»,«Подснежник»;

просмотр в свободное от занятий время познавательных мультфильмов из серии «Сказки старого пианино»«Антонио Вивальди»«П. И. Чайковский»;

проведение поэтических экскурсий с целью более полного восприятия произведений русских поэтов и наблюдения за изменениями в природе в разное время года.

работа с детьми по подготовке итогового мероприятия – экологического праздника «Земля – наш дом родной!»;

общие консультации для родителей (в виде папок – передвижек в групповой комнате):«Музыкальное воспитание и экология»«Рисуем музыку вместе»«Музыка и экологическое воспитание».

индивидуальные консультации для родителей с рекомендациями о музыкальном репертуаре для слушания по теме проекта, помощь в подборе поэтического материала для разучивания с детьми.

«домашние задания» для детей и родителей: разучивание стихотворений русских поэтов – классиков, совместное прослушивание произведений русских и зарубежных композиторов – классиков по рекомендации музыкального руководителя, выполнение творческих работ(рисование, лепка и т. д.).

оформление выставок творческих работ родителей и детей в рамках проекта.

3. Заключительный этап:

обобщение и систематизация полученных детьми знаний (беседы, представление семейных выставочных работ);

проведение итогового мероприятия – экологического праздника «Земля – наш дом родной»

подготовка отчета о реализации проекта в виде презентации;

отчет о проведении проекта на педагогическом совете ДОУ

 

Продукт:

Театрализованная постановка сказки «Лесные истории»

Предполагаемые итоги реализации проекта:

У детей:

Накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой в разное время года.

Сформированная внутренняя установка по отношению к природе и всему живому - «Не навреди!»

Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с произведениями живописи, литературы и музыки.

Умение детей воспринимать музыкально-художественный образ, словами рассказывать про услышанную музыку, умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образы живописи (цвета) и музыки. Речь станет более образной, активный словарь должен пополниться новыми словами.

Умение детей понять и через цвет (рисунок) представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения, выразить свои впечатления.

Развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, воображения, фантазии.

 

У родителей:

Сформированная потребность совместного с ребенком приобщения к миру природы(прогулки за город, экскурсии в заповедники и т. д.)

Заинтересованность родителей в бережном, внимательном отношении детей к мируприроды.

Понимание важности присутствия в жизни ребенка ИСКУССТВА в разных его проявлениях, как средство воспитания экологической культуры и ВОСПИТАНИЯ вообще.

Понимание значимости для ребенка совместной с взрослыми творческой деятельности.

 

Вывод:

музыка обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает услышать природу, её голоса, осознать увиденное и услышанное, воплощать в цвете.

Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c экологической направленностью обогащает дошкольников яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие их творческих способностей. Дети слушают, поют, рисуют, прислушиваясь к словам взрослых, размышляют и задумываются о добром отношении ко всему живому вокруг. А забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие к миру вокруг - это уже охрана природы. И именно это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям на планете.

Литература:

Л. Гераскина «Ожидание чуда» ч. 2, М., 2007.1982.

О. П. Радынова «Методические рекомендации» к программе «Музыкальные шедевры», методические пособия по темам программы«Природа и музыка»«Музыка о животных и птицах» М., 2010.

Е. Минина «Музыкальное развитие детей 5 – 7 лет в детском саду», Ярославль, 2008.

Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» (подготовительная гр. – программа «Ладушки»«Композитор» - С. - Петербург, 2007)

журналы «Музыкальный руководитель»«Дошкольное воспитание».

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.01.2022

Дата обновления: 22.10.2022

Дата публикации: 26.01.2022

Наверх

Грамоты 2023

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».