24.10.2021
«Я желал бы всеми
силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей
любящих её, находящих в ней утешение и подпору».
Великий русский композитор П. И.
Чайковский написал фортепианный цикл «Времена года». Он был выпущен в 1876году.
Чайковский написал этот цикл по просьбе издателя петербургского журнала
«Нувеллист» Н. М. Бернарда. Цикл — это несколько произведений, связанных между
собой по смыслу.
В фортепианном цикле Чайковского 12
пьес. Каждая пьеса соответствует названию месяца года: (Январь — «У камелька».
Февраль — «Масленица». Март — «Песнь
жаворонка» . Апрель — «Подснежник». Май — «Белые ночи». Июнь — «Баркарола».
Июль — «Песнь косаря». Август — «Жатва».
Сентябрь —«Охота». Октябрь — «Осенняя
песнь». Ноябрь — «На тройке». Декабрь —
«Святки»).
Как ни замечательно лето, как ни
мечтаем мы, чтобы оно продолжалось подольше, но каждому времени года свой
черед. И вот уже пожелтели листья и трава, небо затягивается серыми тучами,
моросит тоскливый мелкий дождь. Даже не хочется выходить на улицу, а только
смотреть из окна, как налетает холодный ветер, обрывает сухие листочки, которые
кружатся в медленном танце, опускаясь на землю, устилая ее золотым покрывалом.
Чайковский очень любил осень. Он много
времени проводил в прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал
запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде
красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыке, которая так и
называется “Октябрь. Осенняя песнь”.
Тема времен года всегда была популярна
в искусстве. История музыки знает четыре знаменитых интерпретации темы времен
года. Эти произведения так и называются — «Времена года». Это цикл концертов
Вивальди, оратория Гайдна (1801), цикл фортепьянных пьес П. И. Чайковского
(1876), балет А. К. Глазунова (1899).
«Времена года» Антонио Вивальди
принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Для многих само
имя «Вивальди» является синонимом «Времен года» и наоборот (хотя он написал
массу других произведений). Каждому из концертов композитор предпослал сонет —
своего рода литературную программу. Во «Временах года» мы имеем дело
действительно с самой настоящей программой: музыка точно следует за образами
стихов. Сонеты так хорошо соответствуют музыкальной форме концертов, невольно
возникает подозрение, не сочинены ли, наоборот, сонеты к уже написанной музыке?
Первая часть данного концерта иллюстрирует первые два четверостишия, вторая
часть — третье четверостишие, а финал — последнее. Предполагается, что автором
стихов является сам Вивальди. Итак…
Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье,
смех, задорных песен звон!
И
Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех
слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А
остальные жаждут продолженья,
Но
петь и танцевать уже невмочь.
И,
завершая радость наслажденья,
В
крепчайший сон всех погружает ночь. – Первая часть
А
утором на рассвете скачут к бору
Охотники,
а с ними егеря.
И,
след найдя, спускают гончих свору,
Азартно
зверя гонят, в рог трубя. — Вторая часть
Испуганный
ужасным гамом,
Израненный,
слабеющий беглец
От
псов терзающих бежит упрямо,
Но
чаще погибает, наконец. — Третья часть
Первая часть.
Вивальди мастер сюрпризов: после грозы, разразившейся летом, мы попадаем на
осенний веселый праздник урожая. «Танец и песня крестьян» — поясняет авторская
ремарка в начале части. Новый раздел первой части — забавная жанровая сценка:
«Подвыпившие» (или «Захмелевшие»). Солист в струящихся у скрипки пассажах
«разливает» вино; мелодии в оркестровых партиях, с их нетвердой походкой,
изображают захмелевших поселян. Их «речь» становится прерывистой и невнятной. В
конце концов, все погружаются в сон (скрипка замирает на одном звуке, тянущемся
пять тактов!). И все это изображено Вивальди с неизменным юмором и доброй
ироничной улыбкой.
Вторая часть. Но
бороться со сном все-таки не возможно, к тому же на землю опускается ночь. Об
этом повествует второе четверостишие сонета.
Третья часть
(«Охота») — сцены охоты, преследования,
а музыка изображала скачки, погоню, звучание охотничьих рогов. Эти элементы
обнаруживаются и в этой части концерта. В середине охоты музыка изображает
«выстрел и лай собак» — так поясняет этот эпизод сам Вивальди.
Послушайте музыку великих композиторов,
окунитесь в нее всей душой, почувствуйте сердцем, поговорите о ней.
Музыкальный руководитель:
Иванова Анна Анатольевна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.10.2021
Дата обновления: 22.10.2022
Дата публикации: 24.10.2021