22.09.2021
Адаптация – это приспособление
ребенка к новой среде и условиям, которые неизбежно оказывают влияние на
психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены
приспосабливаться к саду.
В первую очередь она требует от
ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается.
К тому же нельзя сбрасывать со
счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:
отсутствуют поблизости мамы с
папой и прочие родственники;
необходимо соблюдать чёткий
дневной распорядок;
нужно взаимодействовать с
другими детьми;
уменьшается количество времени,
которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20
малышами);
малыш вынужден подчиняться
требованиям чужих взрослых.
Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:
• нарушенный сон – ребёнок просыпается со слезами и отказывается
засыпать; • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает
пробовать незнакомые блюда; • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий,
умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет»
подобные навыки; • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми
игровыми принадлежностями и ровесниками; • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность,
а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность; • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к
детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям. По мере привыкания к
садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются. Степени адаптации Лёгкая адаптация В этом случае малыш вливается в детский коллектив
за 2 — 4 недели: ·
он без слёз
и истерик заходит и остаётся в группе; ·
при
обращении глядит в глаза педагогам; ·
способен
озвучить просьбу о помощи; ·
первым идёт
на контакт с ровесниками; ·
способен
занять себя на короткий промежуток времени; ·
с лёгкостью
подстраивается под дневной распорядок; ·
адекватно
реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
Привыкание
средней тяжести. Адаптация длится не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок
частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно
говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив. При наблюдении
за ребёнком можно отметить, что он: ·
с трудом
расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки; ·
при
отвлечении забывает о расставании и включается в игру; ·
общается со
сверстниками и воспитателем; ·
придерживается
озвученных правил и распорядка; ·
адекватно
реагирует на замечания; ·
редко
становится зачинщиком конфликтных ситуаций. Тяжёлая
адаптация Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются
довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. ·
нежелание
контактировать с ровесниками и взрослыми; ·
слёзы,
истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени; ·
отказ
заходить из раздевалки в игровое помещение; ·
нежелание
играть, принимать пищу, ложиться в кроватку; ·
агрессивность
либо замкнутость; ·
неадекватное
реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг). Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к
садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к
специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий.
Так что же влияет на успешность процесса
адаптации?
·
возрастные
характеристики (легче всего, если вы попадете на трехлетний кризис, когда
ребенок становиться самостоятельным и отделиться от мамы)
·
детское
здоровье (частые продолжительные болезни, хронические заболевания)
·
степень
социализации (слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные
ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик),
·
уровень
познавательного развития и пр.
Можно также выделить
несколько условных периодов, характеризующихся выраженностью негативных
реакций.
Первый этап – он же острый. Основная его особенность –
максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и
напряжён, родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и
даже истеричность. Повышается восприимчивость к инфекциям.
Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность
негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся
условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение
аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.
Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.
Чем
можно помочь своему чаду?
o
Не следует сразу отдавать ребёнка на
целый день. Лучше всего осуществлять постепенный переход от привычного режима к
изменённым условиям, то есть отдавать малыша сначала на пару часов, а уже затем
увеличивать срок пребывания в садике.
o
Обязательно проявляйте искренний
интерес к тому, чем занимался ребёнок в ДОУ. Если он что-то слепил, нарисовал,
поклеил, следует его похвалить и поставить поделку на полочку.
o
Не переживайте особо, если ребёнок
после садика кажется уставшим или осунувшимся. Разумеется, чужие люди, новые
знакомства – это серьёзный стресс для детского организма. Пусть малыш отдохнёт
и выспится.
o
Чтобы малыши поскорее адаптировались,
необходимо ограничить повышенные эмоциональные нагрузки. Психологи советуют
отказаться от посещения массовых развлечений; мультики и просмотр различных
изображений, видео также нужно ограничить.
o
Если у малыша имеются определённые
психоэмоциональные или физиологические особенности (гиперактивное поведение,
проблемы со здоровьем), об этом необходимо сообщить педагогическому и
медицинскому коллективу.
o
Слёзы и истерики – это «презентация»,
рассчитанная на маму. Именно поэтому специалисты советуют папам провожать
ребёнка в детский сад, поскольку сильный пол обычно строже реагирует на
подобное манипулятивное поведение.
o
Обеспечьте ребёнку спокойную семейную
обстановку во время адаптационного процесса. Выражайте всячески своё
расположение новоиспечённому дошкольнику: целуйте, обнимайте и т.д.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.09.2021
Дата обновления: 22.09.2021
Дата публикации: 22.09.2021