Адаптация малыша к условиям детского сада

22.09.2021

Адаптация – это приспособление ребенка к новой среде и условиям, которые неизбежно оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

В первую очередь она требует от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается.

К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;

необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;

нужно взаимодействовать с другими детьми;

уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);

малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

 

Те есть, жизнь малыша изменяется коренным образом.

 

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

•   нарушенный сон – ребёнок просыпается со слезами и отказывается засыпать;

•   сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;

•   регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;

•   снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;

•   агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;

•   понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Степени адаптации

Лёгкая адаптация В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели:

·      он без слёз и истерик заходит и остаётся в группе;

·      при обращении глядит в глаза педагогам;

·      способен озвучить просьбу о помощи;

·      первым идёт на контакт с ровесниками;

·      способен занять себя на короткий промежуток времени;

·      с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;

·      адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;

·      рассказывает родителям, как проходили занятия в саду. 

Привыкание средней тяжести. Адаптация длится не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив. При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

·         с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;

·         при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;

·         общается со сверстниками и воспитателем;

·         придерживается озвученных правил и распорядка; Хочу такой сайт

·         адекватно реагирует на замечания;

·         редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе.

·         нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;

·         слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;

·         отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;

·         нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;

·         агрессивность либо замкнутость;

·         неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий.

Так что же влияет на успешность процесса адаптации?

·         возрастные характеристики (легче всего, если вы попадете на трехлетний кризис, когда ребенок становиться самостоятельным и отделиться от мамы)

·         детское здоровье (частые продолжительные болезни, хронические заболевания)

·         степень социализации (слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик),

·         уровень познавательного развития и пр.

Можно также выделить несколько условных периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций.

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

Чем можно помочь своему чаду?

o    Не следует сразу отдавать ребёнка на целый день. Лучше всего осуществлять постепенный переход от привычного режима к изменённым условиям, то есть отдавать малыша сначала на пару часов, а уже затем увеличивать срок пребывания в садике.

o    Обязательно проявляйте искренний интерес к тому, чем занимался ребёнок в ДОУ. Если он что-то слепил, нарисовал, поклеил, следует его похвалить и поставить поделку на полочку.

o    Не переживайте особо, если ребёнок после садика кажется уставшим или осунувшимся. Разумеется, чужие люди, новые знакомства – это серьёзный стресс для детского организма. Пусть малыш отдохнёт и выспится.

o    Чтобы малыши поскорее адаптировались, необходимо ограничить повышенные эмоциональные нагрузки. Психологи советуют отказаться от посещения массовых развлечений; мультики и просмотр различных изображений, видео также нужно ограничить.

o    Если у малыша имеются определённые психоэмоциональные или физиологические особенности (гиперактивное поведение, проблемы со здоровьем), об этом необходимо сообщить педагогическому и медицинскому коллективу.

o    Слёзы и истерики – это «презентация», рассчитанная на маму. Именно поэтому специалисты советуют папам провожать ребёнка в детский сад, поскольку сильный пол обычно строже реагирует на подобное манипулятивное поведение.

o   Обеспечьте ребёнку спокойную семейную обстановку во время адаптационного процесса. Выражайте всячески своё расположение новоиспечённому дошкольнику: целуйте, обнимайте и т.д. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.09.2021

Дата обновления: 22.09.2021

Дата публикации: 22.09.2021

Наверх

Грамоты 2023

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».