1 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи Программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 1.1.3. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста. 1.2. Планируемые результаты. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Общие положения 2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. 2.3. Вариативные формы, методы, способы и средства 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы 2.5. Система мониторинга 2.6. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников 2.7. Часть формируемая участниками образовательных отношений Развивающая программа «Key to learning» Г.Н. Доля 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 3.2. Планирование образовательной деятельности 3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды 3.4. Расписание непосредственно-образовательной деятельности по английскому языку. 3.5. Перечень литературных источников 2 СТР. 3 4 4 4 5 7 12 13 13 13 14 16 20 22 25 27 27 27 29 32 33 Введение Согласно ФЗ в РФ «Об Образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстроменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных форм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе. Переосмысление роли и задач образования в период дошкольного детства, связано с выявлением образовательного потенциала детей дошкольного возраста, факторов, влияющих на развитие детей, краткосрочных и долгосрочных эффектов условий жизни и образовательных стратегий на ранних этапах развития. Программа направлена на создание социальной ситуации развития ребенка, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формированию у него доверия к миру, людям и себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей. Содержание Программы включает 3 основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел Программы включает цели и задачи, принципы и положения реализованные в Программе, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров. Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. Организационный раздел представляет перечень психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами. 3 1. 1.1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Срок реализации программы – 1 год (2022-2023 учебный год) Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 №1155, Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Уставом МБДОУ Детского сада №89 «Журавленок». Данная рабочая программа учителя английского языка разработана на основе основной образовательной программы «Тохорюухан» МБДОУ Детского сада №89 «Журавленок», которая выстроена на примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Открытия» научный руководитель А.Г.Асмолов, под ред. Е.Г.Юдиной (Москва - Мозаика Синтез 2015 г.), Данная рабочая программа входит в вариативную часть (модульную) формируемую ДОУ и разработана на основе развивающей программы по раннему изучению английского языка «Key to learning» Г.Н. Доля. Учитывая специфику работы МБДОУ «Детский сад №89» Журавлёнок», направленную на осуществление: познавательно-речевого, физического, социально-личностного и художественно-эстетического развития, программа составлена на совокупности образовательных областей, обеспечивающих гармоничное, разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Содержание программы соответствует заявленным ФГОС принципам: - принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму"); - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. 1.1.1. Цели и задачи программы Цели: Ознакомление детей с незнакомой лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития; Введение элементарных языковых конструкций; Создание условий для формирования высокого уровня мотивации ребенка – дошкольника к изучению английского языка через использование разнообразного, доступного для освоения ребенком – дошкольником языкового материала; Воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран с помощью детского фольклора; Развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активизации их творческой деятельности. 4 Задачи программы: Образовательные Приобщить ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках изученной тематики; Формировать у воспитанников речевую, языковую, социокультурную компетенцию; Познакомить с элементарной диалогической и монологической речью; Развивать элементарные языковые навыки и умения; Формировать умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов; Познакомить с основными звуками фонетического строя языка; Развивать языковую память (фотографическую, образную, графическую, словесную) и творческие способности; Формировать навыки понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на родном языке в сравнении с изучаемым. Развивающие Развивать мышление, память, воображение, волю; Расширять кругозор воспитанников; Формировать мотивацию к познанию и творчеству; Ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка; Развивать фонематический слух. Воспитывающие Воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка; Воспитывать чувство толерантности; Развивать умения и навыки работы в большой группе и в малых группах, умение работать в команде. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы. Программа основана на принципах, структурирующих Программу и позволяющих реализовать поставленные цели и задачи. - Принцип развивающего образования предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребенку с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, склонностей и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога в зоне ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, реализации как явных, так и его скрытых возможностей. - Принцип позитивной социализации ребенка предполагает освоение ребенком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми. - Принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности, опираясь на особенности возраста и психологический анализ задач развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. При этом необходимо следовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности. - Принцип личностно-ориентированного взаимодействия лежит в основе образования детей дошкольного возраста. Способ межличностного взаимодействия является чрезвычайно 5 важным компонентом образовательной среды и определяется прежде всего тем, как строятся взаимоотношения между педагогами и детьми. - Принцип индивидуализации дошкольного образования предполагает: постоянное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность. 6 1.1.3 Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста. Возраст/группа 3-4 года 2 младшая группа Возрастные характеристики Прикосновение к жизни, искусству, творчеству. «Говорунки». В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого характерная черта кризиса трех лет. Дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). Речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать. Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка, становится возможным решение более сложных задачи в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении пятилетнего ребенка. 7 Новообразования Память становится в центр сознания ребенка. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации и способно действовать в плане образов. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Таким образом, возникает первый абрис целостного детского мировоззрения. Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает. Воображение — одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Еще одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредствованным нормами и правилами поведения. Здесь впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, то есть создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца. Осознание своего поведения и начало личного самосознания — одно из главных новообразований дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию 4-5 лет Средняя группа Первое познание жизни, искусства, творчества. «Исследователи» Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы). Возрастные и индивидуальные особенности детей представлены в рабочих программах каждой возрастной группы. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. 8 своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания. Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжетно-ролевой игре. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечёт за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребёнка. 5-6 лет Старшая группа Освоение жизни, искусства, творчества. «Философы и изобретатели». Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников - формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т.д.). В 5-6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В 5-6 лет дети имеют представление о внешней и внутренней красоте мужчин и женщин. Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. 6-7 лет Погружение в жизнь, искусство, творчество. «Практики и Подготовительн прагматики» ая группа К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания. В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и 9 Основные новообразования старшего дошкольного возраста: развитие мотивационно-потребностной сферы; преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка; развитие идеального плана; развитие произвольности действий. Основные новообразования личностного развития дошкольника: 1. Соподчинение мотивов. 2. Формирование этических оценок и представлений. 3. Формирование самосознания. 4. Произвольность повеления и возникновение воли как способности к управлению повелением. Основные новообразования познавательного развития дошкольника: 1. Центральное новообразование познавательной сферы дошкольника — развитие воображения. 2. Развитие модально-образных форм мышления и усвоение средств познавательной деятельности. 3. Развитие памяти и произвольного восприятия, внимания и запоминания. 4. Взаимодействие старшего дошкольника с взрослым. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». поведения. В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения - ребенок не только может отказаться от нежелательных действий или вести себя «хорошо», но и выполнять неинтересное. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т.п. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремится как можно больше узнать о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка стойки 10 переносить неприятности и т.д.); нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу. В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. 11 1.2. Планируемые результаты. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: - ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. 12 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Общие положения В содержательном разделе Программы представлены: – описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социальнокоммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; – описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основная цель: Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задачи социально - коммуникативного развития: 1.Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; 2.Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; 3.Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; 4.Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости; 5.Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; 6.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; 7.Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; 8.Формирование готовности к совместной деятельности со взрослыми. Основные направления работы по социально-коммуникативному развитию: 1. Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей; 2. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; 3. Трудовое воспитание; 4. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. 2.2. 13 Речевое развитие включает владение английской речью как средством общения и культуры; обогащение активного английского словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи на английском языке, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой на английском языке, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы на английском языке; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Основная цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения английским языком. Задачи речевого развития: 1.Овладение английской речью как средством общения и культуры; 2.Обогащение активного английского словаря; 3.Развитие связной, грамматически правильной и диалогической речи на английском языке; 4.Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; 5.Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы на английском языке; 7.Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Основные направления работы по развитию речи детей: Развитие английского словаря. Развитие звуковой культуры речи. Развитие связной речи на английском языке. Воспитание любви и интереса к английскому языку. Социальнокоммуникати вная область Формы: занятия, совместные праздники с детьми и родителями, Дни открытых дверей для родителей, детсковзрослые проекты (групповые спектакли), 2.3. Вариативные формы, методы, способы и средства Познавательная Речевая Художественнообласть область эстетическая область Формы: Формы: Формы: непосредственная непосредствен непосредственн образовательная ная ая деятельность, образовательн образовательна игрыая я деятельность, путешествия, деятельность, детские развлечения, игрыспектакли, досуги. путешествия, развлечения, праздники. 14 Физическа я область Формы: игровые упражнения, подвижные игры, утренняя гимнастика, физминутки , прогулки. Способы: проектная, игровая, информацион ная, практическая деятельность. Способы: проектная, игровая, информационная, практическая деятельность. Способы: проектная, игровая, информационн ая, практическая деятельность. Методы: наглядные (наблюдения за действиями взрослых, рассматриван ие сюжетных картинок, предметов), словесные (чтение и разучивание стихов, литературных произведений, потешек; вопросы, указания, объяснения, беседы), практические (игровые развивающие ситуации, инсценировки, эксперименти рование и игры с разными материалами, дидактически е игры, Методы: наглядные (наблюдения, показ и рассматривание демонстрационных материалов), словесные (вопросы, указания, объяснение, беседа), практические (дидактические игры). Методы: наглядного моделирования : по картиннографическому плану (пересказ по предметным картинкам), использование пиктограмм (пиктограмма от латинского – рисовать и греческого – запись – это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего, в схематическом виде), осмотр, рассматривани е предметов; показ картин, фотографий, 15 Способы: проектная, игровая, информационн ая, практическая деятельность; способы ориентировки в звуковых, зрительных художественны м Методы: наглядные (показ, рассматривани е, наблюдение), словесные (объяснение, указания, анализ, убеждение, побуждение), практические упражнение в практических действиях, творческие игры. Способы: игровая, практическа я Методы: наглядные (показ физических упражнений , использован ие наглядных пособий, имитация, слуховые и зрительные ориентиры просмотр видеофильм ов, компьютерн ых презентаций о физических упражнений словесные (объяснения , пояснения, указания; анализ, оценка движений ребенка, команды, игровые ситуации Средства: стихи, литературные произведения с красочными иллюстрациям и, пословицы, сюжетные игры и др. распоряжен ия, вопросы, обсуждение, беседа); практич-ие (повторение упражнений , проведение упражнений в игровой и соревновате льной форме). Средства: Средства: Средства: песенки, сказки, художественная стихи, литературные литература, песни, произведения; фольклор, пословицы, стихотворения, музыкальные физкультми пословицы, произведения, нутки, поговорки, произведения атрибуты, скороговорки, искусства картины, пальчиковые (живописи, схемы – игры. графики, символы, скульптуры, спортивное конструировани оборудован я), сказки, театр, ие и др. игры кинофильмов; описание картин, игрушек; составление сюжетных рассказов и др. Средства: дидактические игры, картины, стихи, пословицы, книги с иллюстрациями и др. 2.4. Способы поддержки детской инициативы Федеральный компонент Региональный компонент Цель: развитие познавательных Цель: приобщение детей к культурным способностей, наблюдательности, ценностям русского и бурятского народов любознательности Задачи: Задачи: Приобщение к культурным традициям Охрана и укрепление здоровья и физическое бурятского и русского народа. развитие ребенка; Формирования игровой деятельности, как Формирование представлений о малой важного фактора развитие ребенка; Создания Родине, о традициях и праздниках, об образовательной среды, способствующей особенностях нашей природы. личностному и познавательному развитию ребенка 16 Работа с проектами Знания, умения и навыки, долгое время считавшиеся целью образования, становятся сегодня его средством. Необходимы такие технологии, которые учитывали бы не только педагогические требования, но и психологические механизмы развития детей. Проектно-тематическое обучение К одной из таких образовательных технологий можно отнести проектно-тематическое обучение, стержнем которой является самостоятельная деятельность —исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой дети познают окружающий мир и воплощают новые знания в реальные продукты. Такое обучение подразумевает объединение различных образовательных областей с помощью какой-либо интересной идеи. Проектно-тематическое обучение ориентировано на всеобъемлющее развитие, а не на концентрацию неких изолированных областей знания, что для дошкольников совершенно неестественно. Оно задает такую организацию образовательного процесса, при которой дети могут увидеть связи между различными предметами, а также отношения изучаемых предметов и реальной жизни. Например, в процессе изучения темы «Дикие животные» дети могут: - изучать математику (пересчитать всех обитателей, сравнить их по размеру, весу и т.д.); -изучать различных животных и одновременно практиковаться в их изображении; -составлять рассказы о животных и создать на их основе книгу; -реализовывать проект создания красной книги. Проектно-тематическое (или интегрированное) обучение – это глубокое, интенсивное, длительное изучение детьми совместно с педагогами и при их поддержке какой-либо проблемы или вопроса. Планирование при проектно-тематическом обучении Отличие проектно-тематического планирования обучения от привычного блочнотематического состоит в том, что исследуемая проблема или область знания не похожа ни на одну другую тему из программы или учебника, готовой методической разработки. Это то, что возникло в конкретном сообществе под названием «группа… детского сада №…». Это то, что уникально именно для данного дошкольного сообщества, что возникло из его потребностей и интересов. При проектно-тематическом обучении, в ходе которого изучается сразу несколько предметов, от педагога требуется способность к планированию и сотрудничеству. Реализация проектно-тематического подхода требует от педагога умений: -каждый раз вновь создавать и структурировать поток знаний, умений и навыков детей; -анализировать и принимать решения; -работать в команде, в которую входят и дети. Проектно-тематическое обучение помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности. Работа над темой и проектами помогает: -создать в группе атмосферу, стимулирующую социальную, игровую, творческую, экспериментально-познавательную инициативу, атмосферу раскованности, в которой ребенок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, не боится совершить 17 ошибки, чувствует поддержку взрослого и всего окружения, учится общаться, оказывать поддержку другим; -сконструировать богатую и хорошо структурированную развивающую предметную среду;-обеспечить гибкое индивидуализированное направление деятельности детей в соответствии с социально-педагогическими ценностями и целями, их педагогическую поддержку. Выбор темы проекта Что принимается в дошкольном учреждении за тему и проект? Тема- это ограниченная область знаний, выделяемая на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемая в проектах. Примеры тем: кошки, цирк, мой двор и т. д. Работа над темой – это познавательная и продуктивная деятельность, инициируемая детьми, координируемая педагогом и реализуемая в проектах. Проект в дошкольном образовании – целесообразный, организованный (обычно – педагогом, иногда совместно с другими взрослыми) и выполняемый командой проекта (обычно - детьми, иногда - совместно со взрослыми) комплекс действий, завершающийся созданием образовательного продукта. Проект - это всегда осуществление замысла (изготовление книги, модели, постановка спектакля, посадка дерева и т.д.). Существуют универсальные проекты - их легко включать в работу практически над каждой темой. Их можно условно разделить на проекты, направленные на изготовление изделий и на подготовку представлений или «акций». Есть комбинированные проекты - представления или акции с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль, высаживание цветочной рассады и т.д.). Виды детских проектов Тип проекта Особенности проекта Исследовательский Дети совместно с взрослыми формулируют актуальность проблемы, выдвигают гипотезу, обозначают задачи исследования, определяют его методы, источники информации, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования. Ролево-игровой Доминирующим видом деятельности и результатом в ролевоигровом проекте выступает ролевая игра. Дети входят в образ персонажей и по-своему решают поставленные проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Результат проекта не всегда возможно наметить в начале работы, он может оставаться открытым до его окончания. ИнформационноВ процессе этого проекта дети собирают информацию о какомориентированный либо объекте или явлении с целью ее анализа, обобщения и представления аудитории детей или взрослых. Результатом такого проекта часто является книга, публикация в газете детского сада, на сайте. 18 Творческий Проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. В начале проекта у детей нет детально проработанной структуры конечного продукта. Структура только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, интересам участников проекта. Дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (видеофильм, драматизация, праздник, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. д.). 19 2.5. Система мониторинга Для решения образовательных задач может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: ● индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); ● оптимизации работы с группой детей. Система мониторинга основывается на уровневом подходе к оценке личности ребенка. Разработана трёх бальная система оценивания по принципу «Чем ниже балл, тем больше проблем в формировании полноценной личности ребенка». Оценка уровня развития: 1 балл – низкий уровень развития; 2 балла – средний уровень развития; 3 баллов - высокий уровень развития. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальные таблицы. 20 № Ф.И. интерес Знание ребенка к лексики( изучению стихи, песни английского ), языка предусмотренной программой н К н к 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 21 Умение понимать вопросы отвечать них н Умение построить и монологическое на высказывание из 1-2 предложений (средний и старший возраст) к н к 2.6. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на нее определенное влияние. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: - единый подход к процессу обучения ребенка английскому языку; - открытость дошкольного учреждения для родителей; - взаимное доверие во взаимоотношениях педагога и родителей; - уважение и доброжелательность друг к другу; - дифференцированный подход к каждой семье; - равно ответственность родителей и педагога. Задачи: 1) формирование психолого-педагогических знаний у родителей; 2) приобщение родителей к участию в жизни ДОУ; 3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей английскому языку; Система взаимодействия с родителями включает: - ознакомление родителей с результатами и анализом по изучению английского языка на общих родительских собраниях; - участие в составлении планов: культурно-массовых мероприятий; -обучение конкретным приемам и методам по изучению английского языка. Перспективный план работы с родителями на 2022-2023 учебный год Название Цель проведения мероприятия Сроки мероприятия - Распространение педагогических знаний Оформление Сентябрь «Уголка для среди родителей. - Активизация родительского внимания по родителей» изучению английского языка. - Привлечение родительского интереса к Сентябрь Папка изучению анг.яз. передвижка - Распространение педагогических знаний «Greeting» среди родителей. - Привлечение родительского интереса к Октябрь Папка изучению анг.яз. передвижка - Распространение педагогических знаний «The weather» среди родителей. Папка передвижка «My body» - Распространение педагогических знаний Октябрь среди родителей. Праздник канун - Демонстрация творческих способностей Октябрь сформированных творческих дня всех Святых детей, умений и навыков. «Halloween» 22 Участники мероприятия Воспитатели Учитель анг.яз. Воспитатели Учитель анг.яз. Родители Воспитатели Учитель анг.яз. Родители Воспитатели Учитель анг.яз. Родители Воспитатели Учит.англ.яз. Родители - Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. - Привлечение родительского интереса к Ноябрь Папка изучению анг.яз. передвижка «Male and - Распространение педагогических знаний среди родителей. Female»; «My family» -- Демонстрация творческих способностей Праздник детей, сформированных творческих «Thanksgiving умений и навыков. Day!» - Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. Привлечение родительского интереса к Декабрь Папка изучению анг.яз. передвижка - Распространение педагогических знаний «Winter» среди родителей. - Привлечение родителей к работе Декабрь Папка детского сада. передвижка «Happy New - Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. Year!» -- Демонстрация творческих способностей “Boxing Day” детей и их родителей, сформированных творческих умений и навыков. - Привлечение родительского интереса к Январь Папка изучению анг.яз. передвижка « My town»; «The - Распространение педагогических знаний rules of the road» среди родителей. -- Демонстрация творческих способностей Февраль детей, сформированных творческих умений и навыков. - Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. - Привлечение родительского интереса к Февраль Папка изучению анг.яз. передвижка «Defender of the - Распространение педагогических знаний среди родителей. Fatherland Day!»; «In the shop» Папка передвижка «My favorite profession »; «Wild and Domestic animals» - Привлечение родительского интереса к Март изучению анг.яз. - Распространение педагогических знаний среди родителей. 23 Воспитатели Учитель анг.яз. Родители Воспитатели Учитель анг.яз. Родители Воспитатели Родители Воспитатели Родители Воспитатели Учитель анг.яз. Родители Воспитатели Учитель анг.яз. Родители Воспитатели Учитель анг.яз. Родители Праздник « - Демонстрация творческих способностей Март сформированных творческих Happy Woman’s детей, умений и навыков. Day! » - Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. - Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. Воспитатели Учит.англ.яз. Родители Муз. Руководитель - Привлечение родительского интереса к Апрель изучению англ.яз. - Распространение педагогических знаний среди родителей. Воспитатели Учитель англ.яз. Родители - Демонстрация творческих способностей Апрель детей, сформированных творческих умений и навыков. - Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. - Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. - Привлечение родительского интереса к Май Папка изучению англ.яз. передвижка «Victory Day!»; - Распространение педагогических знаний «All about среди родителей. nature» - Определение успешных мероприятий Май Анкетирование/ и форм работы с семьей в прошедшем мониторинг «По году. результатам - Выявление и анализ причин года» неудовлетворенности родителей по изучению английского языка. Воспитатели Учитель англ.яз. Родители Папка передвижка « Spring»; «Plant and Tree»; «In the outer space» День английского языка 24 Воспитатели Учитель англ.яз. Родители Воспитатели Учитель англ.яз. Родители 2.7. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Развивающая программа «Key to learning» Г.Доля Программа направлена на развитие коммуникативных, регуляторных и познавательных способностей детей в возрасте от трех до семи лет. Она апробирована в Англии, Шотландии, Польше, Сингапуре, Уэльсе, Индонезии, Малайзии, США, Индии и других странах мира. Программа явилась результатом сотрудничества Ольги Михайловны Дьяченко, Галины Николаевны Доля, Николая Евгеньевича Вераксы и Дэвида Джона Хиггинса в конце 90-х годов. В основе проекта заложены образовательные технологии: Happy English (Г.Н. Доля), Key to learning (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, Г.Н. Доля.). Л.А. Венгер говорил: «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе сегодня – значит быть готовым всему этому научиться». Цель: сделать процесс обучения познавательным и увлекательным, чтобы ребенок занимался с удовольствием и вместе с тем усваивал необходимую ему информацию, развивал свои способности. Многие занятия в программе проводятся в игровой форме и направлены на развитие детской инициативы. В основе программы лежат 12 модулей: Содержание программы распределено на 2 тематических блока: Младшая, средняя группы Старшая, подготовительная группы Гусеницы Бабочки 1.Story Grammar Story Grammar 2. Story Grammar Visual –Spatial 3.Expressive movement Expressive movement 4.developmental games developmental games 5.Creative modeling Creative modeling 6.Artographics Artographics 7.Sensory mathematics Mathematics 8. Sensory mathematics Logic 9.Construction Construction 10.You-Me-world Exploration Девиз программы – каждое обучение должно быть игровым, а каждая игра – обучающей. Программа «Key to learning» позволяет работать с любыми детьми, независимо от способностей, более того, даже с детьми с особыми потребностями. Отличия будут в скорости, медиации, эти дети могут и не пройти через всю программу, они пойдут медленнее, но все равно будут развиваться. Достоинством программы выступает высокая технологичность (наличие специальных материалов, красочных приложений, даже масок для разыгрывания ролевой игры), а также направленность не только на педагога, но и на родителя. Каждое занятие в программе, которое проходят дети в саду, отражено в виде определенного «домашнего задания» в книге по программе для родителя. Радостное и полноценное проживание детства в состоянии интенсивного развития невозможно без освоения детьми довольно сложных культурных средств. Одно из наиболее эффективных – наглядное моделирование, способствующее управлению воображением и пролагающее путь к творчеству. Этот вид деятельности опирается на применение детьми сенсорных эталонов и наглядных моделей, разработанных в рамках программы «Key to learning». С их помощью в ходе решения увлекательных задач можно научиться создавать и использовать планы и чертежи, «переводить» реальность в модель. Например, дети делают план комнаты, чертеж 25 реальной постройки или создают «модель» сказки. А могут совершить и обратный ход – по плану построить комнату, по чертежу – воссоздать постройку, по модели – сочиняют сказку. Со временем дети сами начинают проектировать модели, схемы, планы и чертежи, а педагог только задает самые общие изначальные условия (например, нужно построить замок для принцессы или гараж для самосвала). С помощью такого моделирования дети учатся самостоятельно анализировать действительность, находить пути решения различных задач, замечать и понимать структуру различных объектов, а также выражать собственное отношение к окружающему их миру. Они начинают двигаться ко все большей самостоятельности, поступают субъектно, а не по предзаданному образцу или тем более непроизвольно. Программа «Key to learning» отличается от аналогов тем, что переносит фокус с содержания образования (чему учить) на культурные средства (как учить) и предлагает специально разработанные оптимальные учебные ситуации, которые: точно соответствуют обучению и развитию детей данного возраста; сложны, но вполне доступны для детей; эмоционально ярки и интересны; позволяют сотрудничать детям и взрослым, а также детям между собой – и отнюдь не только в игровой деятельности. Детям интересно тогда, когда интересно педагогу. А эту программу педагогам осваивать интересно – потому что они приобретают увлекательный способ работы с детьми. Программа очень развивает самих учителей, воспитателей. Это реальный толчок для взрослого. Принципы, заложенные в программу, глубокие и сложные, но они детально проработанные, и педагог легко сможет во всем разобраться. 26 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка В детском саду разработан график занятий по английскому языку, учитывающий возрастные особенности детей. Их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня. Сентябрь 3.2. Проектно-тематическое планирование Меся Модули Тема Развернутое содержание работы Часть, формируемая ц участниками образовательных отношений 1. «You-me- «Goodbye Развитие у детей этической функции Обыгрывание World» Summer!» общения (умения поздороваться, сит уации «Expressiv «My попрощаться) познакомиться «Приветствие», e kindergart (представить себя и кого-нибудь). «Зн акомство» Развитие умения понимать, movement en» обращенные к ним реплики и » реагировать на них. Тренировать детей в счете от 1 до 10. Привлекать детей вести диалог. Тренировать в произношении речевой «Autumn» структуры: «How old are you?», «I am , …». «Vegetabl Формирование лексических и es and речевых навыков. fruits» «Male and Тренировать произношение звуков. Female» Развивать у детей монологическую и диалогическую речь. «My Развивать произношение; Оттачивать family» диалогическую речь. Учить узнавать и называть членов семьи по-английски, воспитывать любовь и уважение по отношению к близким. Тренировочные упражнения, сравнение, рисование, инсценирование сказки. Тренировать у детей правильное произношение звуков. Познакомить с речевыми оборотами «I like…». Выучить с детьми стихотворения на русском языке с включением английских слов; прослушать английские песенки. Тренировочные упражнения, конкурсы, дидактические игры, умения сравнивать и повторять за героями. Декабрь Ноябрь Октябрь 2. «You-me- «The World» weather» «Sensory math.» «Story grammar» 3. «You-meWorld» «Expressiv e movement » «Develop mental games» 4. «You-me- «Winter» World» «Construct «Happy ion» New Year!» 27 Тренировочные упражнения, дидактические игры Познакомить детей с цветом на английском языке. Тренировать в правильном произношении звуков. «The rules Развивать устную монологическую of the речь в ситуациях по данной теме road» «Мой город» и «ПДД». «My town» 6. «You-meWorld» «Construct ion» «Thanksgi ving Day!» «In the shop» «Defender of the Fatherland Day!» «Maslenits a» «Happy Woman’s Day!» «My favorite profession » «Wild and Domestic animals» «Spring» «In the outer space» «Plant and Tree» Тренировочные упражнения, дидактические игры, сценки, cтихи Февраль Январь 5. «Develop mental games» «You-meWorld» Май Апрель Март 7. «You-meWorld» «Construct ion» 8. «Story grammar» «Develop mental games» «Math.» «You-meWorld» 9. «Develop mental games» «Creative modelling » Познакомить детей с названиями блюд и напитков на английском языке Тренировать в произношении речевые структуры, правильно произносить слова и звуки. Тренировать у детей внимание, память. Выучить стихотворения к 23му февраля. Тренировочные упражнения, дидактические сценки, cтихи Формирование лексических и речевых навыков. Развитие у детей коммуникативных навыков и умений, основывающихся на активном использовании в речи лексических единиц и на включении нового материала по теме. Тренировочные упражнения, разыгрывание ситуации, рисование. Ввести новую лексику по теме. Развивать коммуникативные навыки, умение общаться на английском языке, вести диалог «Where are you from?» - «I am from …..». Воспитание чувства радости, гордости за свой дом. Учить правильно произносить звуки. «Victory Тренировать внимание, память, Day!» правильное произношение слов и «All about звуков. nature» Закрепить умение детей общаться на английском языке. Развивать у детей коммуникативные навыки, повторить знакомые песни, стихи. Повторение пройденных тем за год 28 игры, Тренировочные упражнения, разыгрывание ситуации, повторение, рисование. Тренировочные упражнения, разыгрывание ситуации, повторение, рисование. 3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды Один из главных приемов организации образовательной среды в детском саду, используемых в программе «Key to learning» Г.Н. Доля — это разделение пространства в помещении группы. Для дошкольников относится организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря на занятиях. В группе, ориентированной на ребенка, важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная развивающая среда, которая позволяет педагогам реализовать на практике цели и задачи Программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Центры активности Помещение группы должно быть разделено на небольшие субпространства — так называемые центры активности (далее — Центры). Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возможностей помещения и возраста детей. Однако в обязательном порядке должны быть оборудованы: -центр искусств; - центр строительства; -литературный центр (в старших группах — центр грамотности и письма); -центр сюжетно-ролевых (драматических) игр; -центр математики и манипулятивных игр; -центр науки и естествознания; -центр кулинарии; -открытая площадка. Центры активности и их влияние на развитие детей в пяти образовательных областях Литературный центр (Центр грамотности и письма). Дети — любознательные, спонтанные, конкретно мыслящие существа, стремящиеся получить доступ к миру взрослых. Главный ключ к этому миру — речь. Литературный центр — пожалуй, самый главный из всех центров активности в группе. Для того чтобы осмысленно построить программу по развитию речи, нужно осознать, что освоение языка — это естественный, хотя и сложный процесс. Внимательный и ответственный подбор воспитателями материалов в этом центре способствует развитию естественного стремления детей к постоянному речевому общению, развитию уверенной связной речи и обогащению словаря. Центр сюжетно-ролевой игры Этот центр внешне мало отличается от привычных игровых зон в детских садах. Разница, прежде всего, в конкретной и обособленной площади, на которой сосредоточивается все нужное оборудование и развиваются самые разные игры, в которых дети отражают то, что наблюдают вокруг себя. Они берут на себя и проигрывают разные роли и самые разные сюжеты. Этот центр также может называться «центром драматизации». Драматизация в детском саду — это инсценировки, разыгрывание литературных произведений средствами кукольного театра или непосредственно детьми, исполняющими разные роли. Очень важно помнить, что творческая драматизация и игра, особенно у малышей, не может быть изолирована или ограничена определенным местом и временем. Очень интересные и содержательные «драматические» игры дети могут разыгрывать и в 29 строительном центре, и в центре песка и воды. Строя самолет, они разыгрывают роли летчиков; купая и одевая куклу в центре песка и воды — роль родителей. Наличие тех или иных материалов и обстановка в разных центрах существенно влияют на характер и содержание игры и в известной степени помогают ребенку лучше понять свою роль и найти подходящее место для ее обыгрывания. Содержательная работа детей в центрах активности — это и есть обучение через игру и целенаправленное познание. Играя, дети открывают для себя что-то новое, через игру и поисковую деятельность они учатся учиться. Воспитатели могут смело рассчитывать на развитие детей во всех областях деятельности в центре сюжетно-ролевой игры. Центр искусств Этот центр выполняет разные функции, прежде всего, способствуя развитию креативности, любознательности, воображения и инициативы детей. В центре искусства дети могут рисовать, заниматься пальцевой живописью, лепить, заниматься аппликацией. Качественная детская образовательная программа обеспечивает ребенку опыт творчества на основе разнообразия материалов. Обычно дети переживают по поводу того, что они делают, потому что конечный продукт с точки зрения взрослого может быть ни на что не похож. Воспитатель должен всегда помнить о том, что у детей разные способности и каждый ребенок нуждается в поддержке. Старания каждого ребенка должны быть оценены по достоинству. Центр кулинарии Все дети испытывают удовольствие от выполнения несложных кухонных обязанностей. Даже двух - или трехлетние малыши могут разминать картофель, намазывать джем на хлеб, помогать месить тесто. При этом они получают простейшие представления о продуктах питания. Придумывая разные игры и занятия в центре кулинарии, можно обеспечить развитие разных детских способностей и интересов по изучению бурятского языка Центр науки и естествознания Дети — прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире, пытающиеся понять мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания. Очень важно, чтобы дети участвовали в процессе исследования. Центр науки принципиально важен для программы, ориентированной на ребенка, хотя бы потому, что один из важнейших ее принципов —обучение через собственный опыт, пробы и открытия. Оказывается, ребенок может многое открыть для себя, обрести новые знания путем собственных действий и нехитрых экспериментов. Это совсем иные знания, нежели повторенные вслед за взрослым или запомнившиеся по заданному образцу. Удивление и восторг — вот что испытывает ребенок, самостоятельно открывший неведомое для себя раньше! Принцип познания через собственные действия и открытия выдерживается в Программе при работе во всех без исключения видах деятельности. Но создание специального центра, где дети могут сосредоточенно экспериментировать, пробуя и повторяя свои действия в поисках результата, проводя долгосрочные наблюдения, безусловно, оправдывает себя. Центр строительства В процессе конструирования у детей появляется много возможностей проявить свое творческое начало. 30 Конструирование способствует развитию речи, социальных навыков, математического и научного мышления и представлений о социальном окружении. Дети учатся распознавать формы, определять высоту, вес предметов, их соотношение; приобретают опыт совместной работы. Центр строительства всегда притягивает детей. Природа конструктора такова, что с его помощью дети могут воспроизводить задуманное так, как им этого хочется, усложнять, менять и вновь повторять сделанное. Групповой сбор Групповым сбором (утренний, сбор) называется время, когда дети собираются вместе и занимаются каким-то общим делом (см. табл. График режимных моментов). Это может быть приветствие друг друга, игра, пение, чтение книги, беседа о том, что дети делали во время выходных, планирование деятельности и демонстрация ее результатов. Для большинства малышей 3–4 лет максимальный промежуток времени, в течение которого они в состоянии сосредоточивать свое внимание, обычно составляет 5–10 минут. Для детей среднего дошкольного возраста этот промежуток составляет 10–15 минут. Дети старшего дошкольного возраста могут сосредоточиться на одной теме в течение 15–20 минут. Лучше всего в начале учебного года отводить на групповой сбор лишь несколько минут, постепенно увеличивая его длительность. Групповой сбор должен быть коротким, деловым и веселым. Важно при этом менять виды деятельности детей. Групповой сбор - это возможность пообщаться: рассказать об увиденном, о чем думаешь, что чувствуешь, чему научился, высказать свое мнение. Воспитатели наблюдают за активностью и настроением детей, организуют и помогают детям спланировать их деятельность в течение дня. Для решения этих задач удобно рассаживаться в кругу, так, чтобы дети и взрослые видели лица друг друга и хорошо друг друга слышали. В зависимости от количества взрослых и детей в группе воспитатели могут организовать один или два круга, например, один круг - в игровой комнате, а другой - в спальне. Места должно быть достаточно, чтобы сесть свободно в круг. Дети могут сидеть на ковре или мягком покрытии, на подушках или на стульях. Они должны чувствовать себя комфортно. Рядом должно быть предусмотрено место для рабочей панели, на которой вывешивают календарь, тему недели, информацию на эту тему и новости дня. Задачи утреннего сбора - Установить комфортный социально-психологический климат. -Пообщаться с детьми, посмеяться и повеселиться. -Дать детям возможность высказаться и выслушать друг друга. -Познакомить детей с новыми материалами. - Ввести новую тему и обсудить ее с детьми. -Организовать планирование детьми своей деятельности. - Организовать выбор партнеров. Дидактические правила организации развивающей среды -Центры активности должны быть четко выделены. Для разделения пространства группы на центры могут использоваться полки, ковровые покрытия, мольберты, столы. -Материалы должны группироваться логически и находиться в соответствующих центрах активности. -Все материалы для игр и занятий должны храниться на доступной детям высоте, в понятном им порядке. Центры активности и материалы должны быть помечены ярлыками и снабжены четкими надписями. 31 -Мебель и оборудование в группе и на участке нужно располагать таким образом, чтобы обеспечить безопасность передвижения детей. -Не следует оставлять слишком много свободного пространства посреди группового помещения, чтобы предотвратить слишком интенсивные движения детей. -Места для спокойных и шумных игр разделены таким образом, чтобы дети не мешали друг другу, поскольку шум отрицательно влияет на уровень тревожности, креативность и способность концентрироваться. -В группе должно быть место, где дети хранят личные вещи. -Детские работы и необходимые материалы следует выставлять на уровне, удобном детям для рассматривания и обмена мнениями. 3.4. Расписание НОД Примерный график непосредственно-образовательной деятельности по английскому языку на 2022 – 2023 учебный год время Понедельник время Вторник время Среда 8.20-8.30 12 группа 8.20-8.30 13 группа 8.20-8.30 11 группа 9:00-9:30 10 группа 9:00-9:30 9 группа 9:00-9:25 3 группа 10:20-10:45 6 группа 10:00-10.20 11 группа 10:50-11:15 1 группа время Четверг время Пятница 9:00-9:25 8 группа Метод 9:40-10:00 5 группа день 10:40-11:10 12 группа 32 10:20-10:40 15 группа 3.5. Перечень литературных источников 1. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш.А. Амонашвили. – М. : Институт практической психологии, 1998. – 539 с. 2. Асмолов, А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы / А.Г.Асмолов. – М. : Просвещение, 2012. – 448 с. 3. Астафьева М.Д. Игры для детей изучающих английский язык. М.: МозайкаСинтез, 2010. 4. Аудиокурс (6 CD) к учебнику для изучения английского языка в старших группах детских садов/ - 9-е изд. – М.: Просвещение, 2012. 5. Биржакова Л.Б. Английская фонетика через музыку (для детей 6-7 лет)/ Спб., КАРО, 2010. 6. Бондырева, С.К. Человек (вхождение в мир) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М. : МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2007. – 272 с. 7. Бунеев, Р.Н. Образовательная система нового поколения : теория и практика : [Монография] / Р.Н. Бунеев. – М. : Баласс, 2009. – 298 с. 8. Бунеев, Р.Н. Учёт психолого-педагогических принципов нового поколения в образовательной системе / Р.Н. Бунеев // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 6. – С. 3–7. 9. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык: учебник для 1 кл. шк. С углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий и старших групп детских садов/ - 9-е изд. – М.: Просвещение, 2012. 10. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык: Рабочая тетрадь для изучения английского языка в старших группах детских садов/ - 9-е изд. – М.: Просвещение, 2012. 11. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М. : Издательство МГУ, 1990. 12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М. : ПедагогикаПресс, 1999. – 536 с. 13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с. 14. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии / П.Я. Гальперин. – М. : Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. – 400 с. 15. Горлова, Н.А. Личностный подход в дошкольном образовании: стратегия и путь реализации / Н.А. Горлова. – М. : МГИУ, 2000. –195 с. 16. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 1996 17. Дольникова Р.А., Фрибус Л.Г. Как детишек нам учить по-английски говорить./ Обучение детей от 4 до 7 лет. Пособие для педагогов и родителей – Спб.: КАРО, 2011. 18. Ежакова Л.С. Путешествие с рифмой. «Английский для малышей». М.: Айрис, 2009. 19. Епанчинцева Н.Д., Моисеенко О.А. «Сквозная» программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1 классе начальной школы/ Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2011. 20. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребёнком дошкольником литературного произведения / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды : в 2х т. Т. 1. – М. : Педагогика, 1986. – 320 с. – С. 66–77. 21. Запорожец, А.В. Психология действия /А.В. Запорожец. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издатель ство НПО «МОДЭК», 2000. – 736 с. 22. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец; под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М. : Педагогика, 1986. – С. 7–32. 23. Иванников, В.А. Основы психологии. Курс лекций / В.А. Иванников. – СПб. : Питер, 2010. – 336 с. 33 24. Исаев, Е.И. Психология образования человека / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков // Основы психологической антропологии: в 3 кн. Кн.3. – М. : Православный СвятоТихоновский гуманитарный университет, 2014. – 432 с. 25. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно-простран ственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного воз раста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с. 26. «Компетентный педагог 21-го века». Принципы качественной педагогики. Международная ассоциация «Step by Step» (ISSA). — 2009. 27. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) / Одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г. 28. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» : пос. для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. – М. : Изд. дом РАО; Баласс, 2005. – 144 с. 29. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей стар шего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. – М. : ЛинкаПресс, 2007. – 208 с. 30. Короткова, Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. – М. : ЛинкаПресс, 2014. 31. Леонтьев, А.А. Деятельный ум / А.А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2001. 32. Леонтьев, А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? / А.А. Леонтьев // Образовательная система «Школа 2100». Педаго гика здравого смысла. Сборник материалов; под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М. : Баласс, Издательский дом РАО, 2003. – С. 22–25. 33. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2005. – 511 с. 34. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев // Возрастная и педагогическая психология: тексты; сост. М.О. Шуаре. – М. : Издво Моск. унта, 1992. – С. 42–53. 35. Леонтьев, Д.А. Ценность как дисциплинарное понятие многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. – № 3. – С. 15–25. 36. Леонтьев, Д.А. Линии и механизмы развития смысловой сферы личности в онтогенезе / Д.А. Леонтьев // Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности. – М. : Смысл, 1999. – С. 138. 37. Лосева С.В. «Английский в рифмах». – М.: Буклет, 2011. 38. Маланов, С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста: теоретические и методические материалы. Изд. 2е, перераб. и доп. / С.В. Маланов. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2012. – 319 с. 39. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М. : Баласс; Издательский дом РАО, 2003. – 368 с. 40. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех : сб. материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Баласс, 2006. – 320 с. 41. Образовательная система «Школа 2100»: сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Баласс, 2008. – 336 с. 42. Основная образовательная программа «Детский сад 2100». – М. : Баласс, 2012. – 496 с. 34 43. Смирнова, Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2004. – № 1. – С. 91–103. 44. Трубайчук, Л.В. Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен : [Монография] / Л.В. Трубайчук. – Челябинск, 2009. – 153 с. 45. «Учимся говорить по-английски в детском саду». Учебно-методическое пособие. – Белгород: Изд-во ПОЛИТЕРРА, 2011. 46. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности : Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. – М. : Московский психолого-социальный институт ; Флинта, 2004. – 672 с. 47. Фельдштейн, Д.И. Развитие личности – важнейший фактор социального прогресса / Д.И. Фельдштейн // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех : сб. материалов. – М. : Баласс, 2006. – С. 38–48. 48. Чиндилова, О.В. Педагогическая диагностика готовности старших дошкольников к обучению в школе / О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 8. – С. 7–11. 49. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных эта пах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2010. – 208 с. 50. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1978. – 304 с. 51. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах : Из бранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. – 416 с. 52. Dolya, Galina. Vygotsky in action in the yearly years: the Key to learning cirriculum/LB1060.D59 2010. 53. Dolya, Galina. Happy English 1-3/ Great Britain.: GDH Publishing., 2014. 35